На страже Заполярья. 1947 год. Июль.

Я К . С Т Р А Ж Е J A J I O J M M f К ним 1Ф4Г г Щ 'Ш 1 Н ( 2 K # Ко Дню Военно-Морского Флота Военно-Морские Силы СССР Сооруженные Силы Советского Союза, соотав- ■Э ной и неразрывной частью которых «ляю тсн Фоенно-Морскме Силы, — детище великого Сталина. Товарищ Ворошилов писал: „Нельзя отделить историю и строительство во­ оруженных сил Советского государства от товарища Сталина. Нельзя говорить и писать о Сталине, чтобы не говорить и не писать о героической истории и героических битвах Красной Армии так же, как , нельзя говорить н писать о Красной Армии, чтобы Iне говорить и не писать о Сталине, который, в i тесном содружестве с Лениным, ковал ее устои.. ★ ★ ★ У колыбели советского Балтийского флота Весной 1919 года Юденич на­ ступал на Нетреград. Его поддер­ живали иаеервенты. В Финском заливе появнжя вражеский мони­ тор с 15-дюймовой артиллерией, 7 крейсеров, 12 няоносцев, 8 подводных лодок, авианосец, тор­ педные катера м другие корабли. Их задачей) было ударить по Пет­ рограду в моря. Контрреволюция в Петрограде подняла голову. Троцкисты и зиновьевцы намети­ ли сдачу Петрограда врагу ж по­ топление части кораблей Балтий­ ского флота. | Положение создалось критиче­ ское. Партия отправила в Петроград, товарища Сталию. Товарищ Сталин быстро добил­ ся коренного улучшения положе­ ния и лично возглавил операции Красной Армии и Флота. Морской участок фронта при этом он счи­ тал одним из важных. Вопреки линии Тогдашнего Главкома, пытавшегося под раз­ личными предлогами, в том чис­ ле — под предлогом недостатка топлива, ослабить боеспособность флота, товарищ Сталин активи­ зировал боевые действия флота и '24 мая 1919 года сообщил в Мо­ скву по прямому проводу: «Сегодня мне показали предпо­ ложение Главкома о сокращении флота в связи с топливным кри­ зисом. Я имел по этому поводу совещание со всеми нашими мор­ скими работниками и пришел к убеждению в совершенной непра­ вильности предположения Главко­ ма. Мотивы:' первое — крупные единицы в случае, если они будут превращены в пловучие плоты, лишатся возможности привести в действие орудия, то-есть последние просто не будут стрелять, так как между движением корабля и дей­ ствием пушки имеется прямая связь. Второе— неверно, что у нас нет крупных снарядов... Третье— топливный кризис проходит, ибо мы сумели уже накопить четыре­ ста двадцать тысяч пудов угля, не считая мазута, причем ежедневно получаем по поезду угля. Четвер­ тое— я убедился, что наш флот... превращается в действительный флот в дисциплинированными ма­ кросами, ротовыми защищать Пет­ роград всеми силами. Я не хочу неречислять здесь количество уже готовых боевых единиц, но! считаю своим долгом сказать, что налич­ ными морскими силами мы могли бы с честью оборонять Петроград от каких бы то ни было покуше­ ний с моря. Ввиду всего этого я, как и все питерские товарищи, настаиваем на отклонении предло­ жения Главкома. Затем считаю абсолютно нообиодиюм довести подвоз угля до двух поездов еже­ дневно, в продолжении трех-четы- рех недель, это даст, по уверению наших морских работников, пол­ ную возможность нашему флоту подводному и надводному оконча­ тельно стать на нога». Этот исторический документ— яркое свидетельство того, как с (первых же лет Советской власти 'заботился об укреплении Балтий­ ского флота товарищ Сталин. Благодаря его заботам Балтий­ ский флг» vбыстро стал на но­ ги и успешно отразил все попыт­ ки врагов прорваться к Петрогра­ ду с моря. Товарищ Сталин лично руково­ дил операцией Балтийского фло­ та по ликвидации контрреволю­ ционного мятежа на форту «Крас­ ная горка». Здесь он преподал балтийским морякам предметный урок того, какими смелыми, ак­ тивными, решительными должны быть всегда действия советского флота, преподал предметный урок марксистского подхода к военной науке. «Красная горка», вопреки утверждениям морских специали­ стов того периода, была взята од­ новременным ударом балтийщев с моря и с суши. В период своего пребывания в Петрограде товарищ Сталин по­ стоянно и настойчиво активизи­ ровал действия балтийских мо­ ряков, закаляя и сплачивая их в боях с врагами. После того, как наступление Юденича было отбито, товарищ Сталин, говоря о роли сохранен­ ного и укрепленного им флота в этой победе, писал летом 1919 года: «...Нельзя не приветствовать, что Балтийский флот, считавший­ ся погибшим, возрождается самым действительным образом... Еще более отрадно, что балтийские ма­ тросы вновь нашли себя, оживив в своих подвигах лучшие тради­ ции русского революционного флота». Балтийский флот, благодаря руководству и заботам товарища Сталина, быстро рос в креп и вскоре стал не только могучим флотом, но и базой для развития Черноморского и для создания Тихоокеанского и Северного фло­ тов, на которые Балтика дала не­ мало кораблей и кадров. Й. В. Сталин ва крейсере «Червона Украина». „Б ыл на крейсере „Черв. Украина " . Присут- ствовална вечере самодеятельновти. Обшеевпечат - ление: замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на все ради нашего общего дела. Приятно иметь дело с такими товарищами. При­ ятно бороться с врагами в рядах таках бойцов " . И. СТАЛИН. Сталин и судостроители Один из судостроителей" так описывает встречу с товарищем Сталиным цри обсуждении вопро­ сов строительства боевых кораб­ лей флота: «Вот товарищ Сталии поднялся со своего места, осторожно, не же­ лая мешать говорившему. Прошел­ ся по комнате, выпил воды, набил табаком свою трубку. Речь шла о сроках закладки, о конструкции и строительстве крупных военно-морских единиц. Вопросы эти ^ыли специ­ альные, технические. Яосиф Виссарионович, как бы проверяя собственные мнения, задал не­ сколько вопросов тов. Тевосяну. конструкторам, судостроителям, инженерам. Немного подумав м как бы взвешивая все услышан­ ное, товарищ Сталин высказал свою точку зрения о конструк­ циях кораблей, о размещении их на строительстве. Мы поразиясь: когда успевает этот человек, за­ груженный тысячами дел большо­ го государственного значения, так глубоко вникать в «мелочи», интересоваться специальным су­ достроением? Ведь есть десятки видов кораблей, и все эти виды товарищ Сталин превосходно знает. Яосиф Виссармоновнч товары о судостроении в разных странах мира, сравнивал наши об’екгы с иностранными, и все это с такой простотой и четкостью, что мы, люди, строящие корабля, многому научились у вето тогда. О чем бы ни шла речь — о качестве ли отдельных частей, о толщине ли брони, — Иосиф Виссарионович вставлял деловые, глубоко верные замечания. После каждой реплики он подробно рас­ спрашивал об интересующем его предмете, советовался, вниматель­ но выслушивал мнения других. Оп как бы мыслил вслух, никому не навязывая своего мнения, ни­ чего ве предрешая... Особенно чутко и внимательно относился товарищ Сталин ко всем новшествам, к любой ини­ циативной мысли, направленной иа укрепление могущества совет­ ского Военно-Морского Флота. Услышав свежее предложение, Иосиф Вмссариодавич оживлялся, одобрительно кивал головой, под­ бадривал, вдохновлял. Такое от­ ношение окрыляло нашу коллек­ тивную мысль. В это памятное мне заседание родилось много но­ вого и оригинального в области специального судостроения». НД ЧЕРНОМ МОРЕ В 1918 году часть кораблей Чермоморомого флота, чтобы не сдавать ях врагу, была, оа приказу Хеннна, потоплена наши-* ми морянами, $ часть уведена иж тервентами в Бизерту. Южная морская граница оказав лась незащищенной. Товарищ Сталин, будучи в то время членом Реввоенсовета Юж­ ного фронта, после разгрома Деникина, в октябре 1919 года, е приближением частей КраснейJip- мки к побережью Азовского и Чер­ ного морей потребовал от Главко­ ма принятия срочных мер по ор- гаиизацн на побережье береговой обороты,' по доставке катеров, гидропланов, мин для постанова заграждений н снабжения портя» морской артиллерией. Телеграмма об этом товарища Сплина Глав­ кому датировав 5 января 1920 года. 7 марта 1920 года т о в а рш ^ р Сталин отдает приказ по Юго-За­ падному Фронту, в котором гово­ рится: «В виду необходимости срочно­ го укомплектовании морских сии Черного и Азовского м рей п р и ­ к а з ы в а я : Откомандировать в распоряже­ ние Командующего Морскими си­ лами Югзапфронта всех, без исключения моряков, состоящих как в действующих сухопутных частях, так и штабах, управле­ ниях и учреждениях, за исключе­ нием бронечастей; выделение мо­ ряков из последних произвести по согласовании этого вопроса Адми- нистративного Управления Штаба фронта с подлежащими началь­ ствующими над бронечастямн п А цами... К откомандированию военморов приступить неиедленно по полу­ чении сего приказа и закончить его не позже 10 нарта сего года. Списки откомандированных од­ новременно с отправкой военморов препроводить: 1 экзенпляр в Штаб Коморскюгзап в г. Николаев, 1 экземпляр в штаб Юго-Запад­ ного фронта и 1 экземпляр коман­ диру соответствующего флотского полуэкипажа. Приказ ввести в действие п» телеграфу». Так, волею товарища Сталина было положено начало возражде- няю Черноморского флота. В дальнейшем товарищ Сталин продолжает неослабно следить за восстановлением и строительствои Черноморского флота. В 1929 году товарищ Сталин посещает корабли флота, в той числе крейсер «Чернова Украи­ на». Моряки возрожденного и ук­ репленного товарищей Сталиным Черноморского флота в годы Ве­ ликой Отечественной войны по­ крыли себя немеркнущей славой. В 1942 году наш вождь и учи­ тель дал высокую оценку защит­ никам Севастополя. Товарищ Сталин тогда писал: «Самоотверженная борьба сева­ стопольцев служит примером ге­ роизма для всей Красной Армии и советского народа».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz