На страже Заполярья. 1947 год. Август.

с 3 августа 1947 г., № 180 (2871) Ч А С Т Р А Ж Е ~ З А П О Л Я Р Ь Я е р в ы х р я д а х В суровые дни Великой Отечественной воины, когда над нашей Родиной нависла смертельная опасность, партия большеви­ ков подняла советский народ на самоотвер­ женную борьбу за свою свободу и незави­ симость. II в первых рядах защитников на­ шего социалистического Отечества былп коммунисты — верные сыны нзгпей боль­ шевистской партии. Высокое звание члена партии в огне боев Великой Отечественной войны звучало, как призыв к победе. В боях с врагом коммунисты без страха и ко­ лебаний шли в бой и побеждали, иногда ценой собственной жизни. Политорганы и партийные организации наших частей и подразделений обеспечива­ ли авангардную роль коммунистов в боях за Родину, мобилизовали весь лцчный со­ став па самоотверженную борьбу против пемеско-фашистских захватчиков. Северо­ морские летчики вместе с братскими частя­ ми авиации Советской Армии и Северным флотом обеспечили победу над врагом на самом северном участке великого фронта. Политорганы и партийные организации ныне свято храпят священные боевые традпцш североморских летчиков и воспи­ тывают на них весь личный состав. Молодые воздушные бошш, прибыва­ ющие в гвардейские части, преклонив ко­ лено перед боевыми знаменами, 1 гринимают гвардейскую клятву, клянутся умножать традиции гвардейцев, завоеванные кровью л^вгчггих сынов советского народа. Политорганы и партийные организации авиационных частей перестраивают пар- тийво-политическую работу применитель­ но к условиям мирного времени. Ком­ мунисты оказывают , повседневную по­ мощь командирам в укреплении воин­ ской дисциплины, в боевом совершенст­ вования бойцов и офицеров. Подавля­ ющее большинство коммунистов занимает аваитардную роль в дисциплине и является отличниками боевой и политической подго­ то в ь . Партийные организации уделяют глав­ ное внимание вопросам идейного воспита­ ния личного состава в духе пламенного со­ ветского патриотизма, любви к пашей со- циа.шстической Родине и вождю народов великому Сталину. Чем выше политическое сознание воинов, ^ е м выше боевая сплоченность частей и Я ь -ш делений , Коммунистическое воепи- является главной задачей, решение которой обеспечивает выполнение b . vjx других задач, связанных с воспитанием сой отского воина. Прошедшая весной инспекторская про­ верка политических занятий Ныла важным втазом на пути идейного роста нашего личного состава. Политработники и пар­ тийные организации провели большую ра­ боту по подготовке к инспекторской провер­ ке. Правильно поняла эту задачу партийная организация, где секретарем т. Молоков. В период подготовки бюро провело мероприя­ тия, которые помогли закрепить и прочно усвоить полученные знания. Былп выделе­ ны коммунисты, которые организовали бе­ седы и консультации jjo пройдрнным темам. Ход подготовки к инспекторской проверке освещался в степной газете. Все члент.» бюро припяли активное участие в этой важ­ ной работе. В результате сержантский и ; рядовой состав авиации показал отличные зияния. Эта партийная организация хоозпп ор­ ганизовала изучение биографии товарища Сталина. Вопрос обсуждался иа засе­ дании партийного бюро. Возглавить эту работу поручили коммунистам тт. Тпмупте- Полновник И . УРЯДОВ • ву и Егорычеву. Бюро обязало их прежде всего самим изучить биографию товарища Сталина и уже потом проводить громкое чтение и раз’яснение ее сержантскому и рядовому составу. Моральные качества советских* воинов, их пламенный патриотизм высоко подняли боевую мощь наших войск во время вой­ ны. В мирных условиях эти качества также являются важным условием укрепления на­ ших Вооруженных Сил. Железная воинская дисциплина являет­ ся одной из важнейших характерных черт морального облика советского воина. Партор­ ганизации уделяют большое внимание у к ­ реплению дисциплины среди бойцов и офи­ церов. В июне, например, на партийном собрании, где секретарем т. Молоков, об­ суждался вопрос об авангардной роли коммунистов в обеспечении, безаварийной работы. Хотя подразделение в течение уже более двух лет не имеет ни­ каких летных происшествий, но, тем не менее, партийная организация поста­ вила этот вопрос. В данном случае она пре­ следовала цель — выяснить до конйа при­ чины некоторых летных нарушений, кото­ рые допускали отдельные летчики и штур­ маны. Собрание дало большую пользу и помогло устранить даже те малей­ шие нарушения, которые имели место. Лет- вая дисциплина в подразделении еще более повысилась. 'Партийная организация, ее секретарь т. Молоков оказывают существенную по­ мощь командиру подразделения в воспита­ нии молодых командиров экипажей. Комму­ нисты командиры экипажей, проходящие программу боевой подготовки по первому году, тт. Мартынов и Гордеев были пригла­ шены на заседание партийного бюро с до­ кладами об авангардной роли коммунистов в боевой подготовке. Как оказалось, лич­ ный состав экипажей к этому вре­ мени уже заканчивал годовую програм­ му по боевой подготовке. Мартынов и Гордеев знают своих подчиненных, но недостаточно заботятся о их нуждах, мало поощряют и не используют прав, положен­ ных им по уставу. Партбюро указало обоим товарищам на их недостатки. Сам факт по­ становки этих докладов на партбюро был весьма поучительным для , всех молодых командиров экипажей. За последнее время заметно повысилась роль партийных организаций в боевой и по­ литической подготовке авиационных чапей и подразделений. Партийные организации стали строить свою работу более конкрет­ но, стали глубже вникать в повседневную жизнь личного состава, в его настроения и запросы. Показательной в этом отношении является партийно-политическая работа, которая проводилась по обеспечению весен­ ней зачетной сессии по боевой подготовке офицерского состава. Во всех партийных организациях этот вопрос обсуждался на собраниях. В помощь офицерам для подготовки к зачетной сессии шли организованы доклады, беседы и кон­ сультации по наиболее трудно усваиваемым вопросам. Отдельных коммунистов вызыва­ ли на партбюро с докладами о том, как они готовятся к ззчетной сессии. Результаты сессии и оценки, полученные офицерами, становились сразу же достоянием всего офицерского состава. В одном из подразде­ лений в клубе оборудовали специаль­ ную комнату для подготовки к зачетам, бы­ ло установлено дежурство в технических классах, otecb же читались лекции и про­ водились консультации. Большую помощь офицерам в подготовке к зачетам оказали тт. Костиков, Гусев, Олыпванг, Евдокимов и Макаров. К отдель­ ным товарищам для помощи им в подго-» товке прикреплялись более опытные и подготовленные коммунисты. Все это способствовало успешному про­ ведению зачетной сессии. Подавляющее большинство коммунистов получило хоро­ шие и отличные оценки. Особое внимание политорганы и партий­ ные организации уделяют политическому обеспечению полетов. Именно в полетах с применением оружия, в летно-тактических учениях летный состав наиболее полно мо­ жет выполнить указание товарища Сталина — учиться тому, что требуется па войпе. 4 В дни массовых полетов заместители командиров по политической части и сек­ ретари партийных организаций составляют планы обеспечения летного дня, в которых предусматривают работу с летным и техни­ ческим составом, исходя из конкретных за­ дач боевой подготовки в данный летный день. Проводится инструктаж. Расставля­ ются партийные "силы. Политаппарат и партийные организации строят свою рабо­ ту так, как это было во время войны, с то< лишь разницей, что сейчас заранее планируется как летная, так и предполет­ ная подготовка. Перед летно-тактическими учениями парторганизации проводят соб­ рания с вопросом об авангардной поли ком­ мунистов на учениях. • На старте или на линии предваритель­ ного' старта организуется стол, где сосредо­ тачивается литература, газеты, вырезки из газет периода Великой Отечественной войны, посвященные боевым традициям, Героям Советского Союза североморцам. Здесь же на оборудованной стартовой доске вывешиваются «Боевые листки». На одном из аэродромов имеется обору­ дованная комната, где в свободное от поле­ тов время находится летный и технический состав. В комнате есть брошюры и газеты. Здесь нередко проходят предполетная под­ готовка и разбор полетов. На стене вывеше­ ны схемы бомбометания по движущейся цели, лозунги, призывающие бомбить хоро­ шо и отлично. Здесь же вывешены плака­ ты, посвященные отличникам боевой нда>- литической подготовки. В Н-ском подразделении на летно-такти­ ческом учении летчики Митрофанов, Скреб­ ков, капитан авиационно-технической службы Шаповалов отлично справились с поставленной задачей. После этого они бы­ ли сразу же сфотографированы и их порт­ реты с надписью: «Выполняйте задание так, как товарищи Митрофанов, Скре1ков и Шаповалов», были вывешены на стар­ товой доске. . к . Эти формы политической работы способ­ ствуют успешному выполнению задач боевой подготовки. Люди североморской авиации г У Й ж тШшт т ... Ш ш ж шш Г**» • V'V'v.v;■ УшЗк ’<.■ life? Шг . ■■ . ■ • > v: ■ Ш т& у* Отличный шина J1. Устянски стрелок-^радист !Й. Н-ской авиа цианк/эй части стар- Фото М. Бугакова. Отличный летк -истребитель П. Кжрачевский. гвардии лентенаагг Фото М. Бугакова. ВОСПИТАННИК Г В А Р ДИ И Политорганы, партийные организации, коммунисты и комсомольцы авиационных частей и подразделений находятся па вер­ ном пути к перестройке политической работы в соответствии с требованиями мирного времени. Они являются проводни­ ками большевистской партийности, провод­ никами идей партии в массах, решающей силой в борьбе за выполнение задач, по­ ставленных товарищем Сталиным. Гвардии старшина Леонид Устянский в полетах держит связь с аэродромом п соседними самолетами своего звена, ведет наблюдение за воздухюм и, если требует обстановка, открывает огонь по указанным и обнаруженным целям. Как будто не такие уж сложные обязанности. По коман­ дир экипажа, говоря об успехе боевого вылете в дни .войны шли об успешном учебном толчете, (непременно скажет, что стрелок-радаст очень способствовал обще­ му успеху. С дружеской теплотой) отзыва­ ются летчики о тех стрешкак-радвстах, которые в годы войны легаив с ними на мевьве операции. В Н-ской части болып^ всего таких отзывов моевно услышать по адресу Леонида Усшяшжого. В 1942 году Устянский прибыл воз­ душным стре-твом и -известную вскадрвлыо торпедоносцев, магйорз Потшпча. В пер­ вый боевой вылет он шел с гвардии старшим лейтенантом Дубинец. Из этого полета они" вернулись на аэродром, не сбросив торпеды: атаку по кораблям сор­ вала большая группа «мессеров», бой) с которыми был явно бессмысленным. Бютеяненно (перевеивал в этот день свою неудачу ^етшеюпй. Но вскоре же ему цредставвшеь эотгеявногть показать себя зо воем блеске. В группе торпедоносцев, которые повел -сам комадзир эскадрильи Mflfftop 'Попович, Уотшюта! вылетел щ выполнение нового ответственного запашия.., По данным разведки, летчпки-торпедопосцы з«ал*, что в горец Кирке.не: следует карс- ван противника. йаао было нанести удар по тем двум транспорта^, которые охра­ нялись усиленным эскортом. Первьп! заметил вражеские кораолп* Устянский. Но и с кораблей обнаружили самолеты. Протлвшк открыл- огонь с бе- ( рвгошх Э'жпт.чъп батарей и с кора&тей. ; Прорвавшись сквозь огневое кольцо, бое-; вая пятерка Попоэстча мелким торпедным уцдром (потопала оба транспорта — все, что охранял немецкий всюорт. 9то была первая крупш я победа, и в нее была вло­ жена доля стрелка-радиста Устянско- го, который в (момент атаки вел) пулемет­ ный огонь по орудийной прислуге та вглжеошх кораблях. Когда в следующем вылете пятерку наших торпедоносцев атаковали 16 истре­ бителей противника, первый вражеский самолет сбил в жестоком воздушном бою Устянский. Восемнадцать мелких оскол­ ков врезались в голову воадушаого стрел­ ка, шорвалд ва нем всю одежду, so он продолжал • отражаггь ‘ атаки в немецких истребителей. Много раз экгоаск, в составе которого летал Устянский, выполнял боевые задачи ночью. Взаимодействуй с торпедными ка­ терами, летчики разыскивала караваны прошвмнка в море, освещали их светящи­ мися бомбами. Трудно было в этих поле­ тах стрелкуирадисту, но он надежно дер­ жал «связь с торпедными катерами я сво­ ими самолетами. Летчик и штурман никогда не сворачива­ ли с боевого курса в случае атак немецких иствебштрелей: они слышали всегда спо­ койный и уравновешенный голос стрел­ ка-радиста Устянского и знали, что он ведет прицельный и точетый огонь, держа прот.ивтпка на почтительном расстоянии. В казиай операции Устявский выпол­ нят свою обычную скромную работу, но делал ее как-то особенно хорошо, добротно, наверняка. Об этом свидетельствуют че­ тыре правшатьственные награды, нолу- ченпые т. Устянским. — Твердо запомнились мне слова коман- сдера эскатрилш адаАора Поповича. — глмрит Устятмкнй. — Он требовал бтштельно ггтаюлюзагь за восцуаом, обеенг чтгвать отличяуцо работу оружия, ве баяться завязки боя и действовать ком­ пактно, выручать цруг друта. Этих правлл командира строго прадер- зшвались все экипажи. Однажды на самолете, па котором летел Устянский, был подбит мотор. Майор По­ пович спросил ио радио летчика старшего лейтенатна Дубинец: .«Что будете делать сейчас ?»1 ; Дубинец тветсзо опвешл своему коман­ диру: . . «Сейчас, если что — врежусь в самый крупный транспортный корабль. И все». А сам спокойно отдал эшпаску прика­ зание: «Уюжгапъ яаблтодоние за воздухом!» И тут же опросил стр№л-радста: «Видишь четыре самолета ор^тивиика впереди т с ? » «Вижу, — ответил хладео- кровно t Устянский. — Вижу вперед че­ тыре и позади не меньше»,— добавил он. «А раз так, заходимt в атаку и будем бить их!» Устяйсюий не «отвечал:' сн уже готовил­ ся * открыть' огонь, и зорким, вниматель­ ным v (ВоглодоМ оквдьшал поле боя,.оцени­ вал обстановку, намечал плап действий... ; Так было в (годы войны. ‘ Сейчас • старсшиа Устянский служит а той же * части, ставшей гвардейской. Опыт, накопленный в боях, он .пере­ дает ойюлодьи стре!л!к 1 ам-р. 1 ?лстам. Все затапия в пшетасс Еьгпо.тяяет отлчггйо, за что получил денежную „ премию . и девять блатодаршетей. Гвардии - старшпша Леонид Устяизшй — от . шчншб у’^чебы. Кроме того, в теяущем году он обучил радиоделу сержантов Камолова, Грачева, Кузовчикова, Провото- рова и многих других, которые ныне ус­ пешно выполняют к*вси обязашости. Часто Устяш 1 ^кий л говорит молщым стрелкам-радистам: Ч : — Любите, товарищи, нашу гвардейскую часть! Гордитесь высокой честью служить в пей. Старайтесь трудиться так, чтобы еще выше поднять ее боевую гоггоФда’т ь . ' 4 Гвардии майор А. КОВАЛЕВ. Летать лучше всех ? Есть В нашей авпацпп много вопнов, пр^шедшпх суровую школу воГшы от ее начала и до победных московских салютов и честь завершения Отечественной войны. Этот путь прошел и командир эскадрильи Александр Георгиевич Петров. Он участво­ вал в решающих сражениях па Северном участке фронта, за которым пристально следил мир. Здесь приходилось выполнять пс одно сложное задание: разведка, бомбоудары, п»регонка самолетов. Три ордена Красного Знамепи, которые сверкают па груди летчика, говорят об уснешпом и са­ моотверженном выполнении им воипского долга, а назначение его па должность командира эскадрильи говорит о его опыте ц умении работать с людьми. ...Перед строем стоит высокий, статный человек. Па пем— хорошо подогнанпые по Фигуре брюкп и китель, начищенные бо­ тинки. Он говорит летчикам о задачах предстоящего полета. — Через 10 минут вылет, а сейчас мож­ но покурить, — заключает командир. Солнце поднималось все выше. Где-то на огромной высоте летал самолет. О пем говорило лишь ровное, едва слышное жуж ­ жание. Люди приютились в курилке. Одни курят, другие о чем-то оживленно беседу­ ют. Все — вокруг комапдпра. Его глубо­ кие голубые глаза светятся весельем. У него всегда в запасе есть какая-нибудь смешная псторпя. Он умеет пе только за­ нятно рассказывать, но и внимательно с «ушает других. Вскоре взвилась и растаяла гроздьями в безоблачном небе ракета. Загудели мото- рч. Командиру и его летчикам предстоит трудпый слепой полет по маршруту. Им доведется лететь с сильным встречно-боко­ вым ветром, над морем — уйти в облака. Капитан А. Петров. Но командир и летчики прекрасно владеют слепым полетом. У капитана Петрова— две тысячи часов налета. Он точно выполнит задание и минута в минуту прибудет в ба­ гу. Па аэродроме возникает гул. Корабли эскадрильи взлетают, ложатся на курс и, исчезая вдали, как бы тают под ослепи­ тельными лучами солнца. Каждый такой полет— шаг вперед в бо- спой учебе. Благодаря правильному обуче­ нию и воспитапию летчиков, эскадрилья к Дпю Воздушного флота закончила годовую программу боевой подготовки и держит зва­ ние передовой в части. Люди здесь растут с каждым дном. В чем секрет этих успехов? Прежде всего, в мастерстве воспитания, которым владеет офицер-болыпевик капи­ тан Петров. Это мастерство далось ему упорным трудом и учебой. Девиз капитана — постоянно учиться. U он без устали ра­ ботает над собой, изучает марксистско-ле­ нинскую теорию, читает лекции по воен­ ным и авиационным вопросам. Двигаясь вперед сам, Петров добивается того же и от подчиненных. ' Как-то в эскадрилью пришли молодые летчики. Им хотелось быстрее вылететь самостоятельно. Командир детально позна­ комился с каждым из них. выяснил уро­ вень подготовки и пошел навстречу их стремлениям: сам учил их теории, давал провозные. В короткое время люди не только научились летать самостоятельно, но и с успехом закончили сейчас програм­ му учебы 1947 года. Не обошлось, понятно, без трудностей и неудач: победа всегда берется с боя. Пом- пптся, как капитан Петров переживал, когда штурманы плохо бомбили, а стрелки не умели выпускать конус. Командир тогда решил побеседовать со штурманом Егорычевым н с вооруженпами. И пришел к выводу, что недостатки можно быстро устранить. Он приказал штурману на каж­ дом самолете перед полетом лично прове­ рять действия экипажа в воздухе, а стрелков заставил тренироваться в выбра­ сывании конуса на земле. В первых же полетах эти меры дали свои плоды: штурманы бомбили хорошо, конуса пе пу­ тались и не обрывались. Особенно выделился молодой штурман Зубарев. Он почти в каждом полете точно сброшенными бомбами разбивал щит, достав­ ляя немало хлопот коменданту морского аэродрома. Командир об'явил ему благо­ дарность. Однажды, когда штурман сиова разбил щит, капитан, Петров вызвал его к себе н сказал: — Пойдемте-ка к заместителю по по­ литчасти. Зашли вместе. Говорил командир. — Не знаю, что мие с ним делать. Озорничает в воздухе. Круглое лицо юноши покрылось кра­ ской. — Чем же он провинился? — спросил заместитель по политчасти. — В каждом полете в щепы разносит шит, — ответил Петров. Тут все трое рассмеялись. И больше всех смеялся Зубарев. Ему было приятно не только за свои успехи, но и за умелый подход командира к поощрению. Замести­ тель по политчасти поздравил молодого штурмана с успехами и приказал офор­ мить монтаж: «Бомбить, как штурман Зубарев». . Тех. кто изо дня в день стремится к мастерству, командир во-время подмечает и поощряет. Но зато с тех, кто нарушает летную дисциплину, командир сурово спрашивает. При этом, однако, он помо­ гает не только понять, но и исправить ошибки. Помнится случай с летчиком Грицай. Он был в воздухе. Погода стояла плохая. Грицай решил, хотя ему никто этого не разрешал, пойти в облака. Он резко взял штурвал на себя, и машина перешла в на­ бор. Чем дальше шел самолет, тем плотнее становились облака. Пебо сплошной свин­ цовой громадой оседало над сопками в той стороне, куда вел самолет Грицай. Он во­ шел в облака. Через несколько минут по­ лета ему показалось, что машипа кренит­ ся влево, хотя приборы не показывали крепа. Однако напряжение летчика росло. Он начал первничать. Иа низкой высоте над сопками решил пробить облачность. Тогда в дело вметался опытный) штурман — Ершов. Он дал Грицаи курс «чистый норд», н летчик повел машину в море. Там < он пробил облачность. Задание было вы­ полнено неполностью только из-за само­ вольного поступка пилота. Когда лодка приводнилась, командир решил во что бы то ни стало именно в эти минуты увидеть летчика. Ои быстро век*- чил па катер, и вскоре был на самолете. Перед командиром стоял летчик Грицай. Он был возбужден, говорил взволнованно, ! путая происшедшее. Командир потребовал j точных об’яснений. Летчик начал оправ- : дываться. • Капитану Петрову предложили наложить на Грицай взыскание, но командир эскад­ рильи решительпо отверг эту крайнюю меру. Он зиал особенности летчика и попимал, что взыскание пе так по­ действует на пего, как общественное мне­ ние. Поэтому капитан Петров решил ра­ зобрать ошибки летчика перед всеми офи­ церами. Па разбор полетов собрались все. Выступал командир. Ои детально и глубо­ ко анализировал ошибки Грицай и как будто каждым своим словом говорил: «Вот к чему приводит ваше упрямство», «Не можешь — не лезь», «Надо летать вот так». С этими мыслями ушел с разбора летчик Грицай. И решил в,ближайшее вре­ мя реабилитировать себя в глазах команди­ ра и товарищей. В каждом полете он стре­ мился делать, как положено. Петров видел его старания, но продолжал за ним паблю- дать самым тщательным образом. Грицай ждал, что командир его вот-вот похвалит. Но Петров хвалить не торопился. Только когда Грицай отлично выполнил один по­ лет, из которого было ясно, что он навсег­ да отрешился от упрямства, капитан по­ жал ему руку и сказал: — Вот так н летайте. А самовольни­ чать у нас не дозволено. Александр Георгиевич Петров откровен­ но беседует с теми, кто парушает дисци­ плину. При этом ои старается ничем не ущемлять достоинство людей. Памятен случай с сержантом Грунтовским. Он не­ давно прибыл в эскадрилью капитана Пет­ рова и сразу же нарушил дисциплину. Командир вызвал его к себе. Он не кричал на сержанта, а вежливо, по-командирски об’яснил проступок. Сержант стоял перед командиром, обливаясь потом. В эти ми- путы ему было особенно стыдно, н оп хо­ тел сказать: «Больше этого не будет, то­ варищ командир», но Петров продолжая: — Вы должны понять, что прибыли в передовое подразделение. Вы еще ничего не дали для эскадрильи, а вот дисциплину нарушить успели. Затем командир напомнил сержанту о том, что его обязанность — изо дня в день укреплять дисциплину, работать и учить­ ся так, как этого требует товарищ Сталин, как трудятся рабочие и колхозники. Простая беседа командира внесла пере­ лом в поведение сержанта. Он стал ревно­ стно относиться к учебе и дисциплине и даже одергивать тех, кто пытался хоть чем-нибудь опорочить звание воина. ‘ Капитан Петров умело использует и на­ правляет партийно-политическую работу в эскадрильи. Он часто беседует с секрета­ рем партийной организации Молоковым, помогает ему составить плап работы, вы­ ступает с докладами на партийных собра­ ниях. Политические ипформацпи он, как правило, проводит каждую неделю. Недавпо он провел политинформацию на тему: «Кар­ точки взысканий и поощрений сержантов Панкова и Куликова». Это — передовые люди подразделения, п на их примере командир воспитывает остальных. Сегодня, в Депь Воздушного флота, хо* чется пожелать летчикам этого подразде* ления и их командиру и воспитателю ка* иитану Петрову новых успехов в учебе. Пусть пх достижения умпожаются с каж­ дым днем. Пусть они сегодня летают луч­ ше, чем вчера, а завтра — лучше, чем се­ годня. Пусть они летают лучше всех! . , Капитан В. ЛАГОШНЫЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz