На страже Заполярья. 1947 год. Апрель.

R * СТ Р АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я Т~д ,.у Г , ■'■■ * , Отличны» ойгйалыцж стар, шина 2 статьи JI. Пузанов в совершенстве владеет своей шециецрьяостыо и позседиедао настойчиво тренируется в пере­ даче семафора -Фото В. Палий. На занятиях в классах * В хорошо оборудованный тор­ педный класс собрались матросы я старшины. Старшина 2 стать® Пономаре» точно в предусмотрен* нов распорядком дня время на­ чал занятие. Он рассказал об устройстве кормовой часта тор- педы, наглядно показывая рас положение механизмов s a раз резной учебной торпеде, установ­ ленной на стеллаже. После рассказа руководитель Занятий ответил ва вопросы. Матрос Ха- мильянин, например, не понял взаимодействие частей. Старши­ на Пономарев еще раз об’яснил это всем слушателям. В другом классе, где занима . лись офицеры, шла тренировка на тему: «выход в торпедную атаку». Руководитель занята " капитан-лейтенант Тейшерский дает вводные. На мостике офи­ цер Лунегов. 'Прибор пущен. Дистанция..., пеленг... Производятся расчеты. Капитан-лейтенант Тейшерский усложняет обстановку: у мажем цели мелькают вспышки — «противник» открыл огонь. Атакующий офицер уклоняется от огня, ведя атаку в ускорен­ ном темпе. Корабль «противни­ ка» ставит дымовую завесу!.. Офицер Лунегов командует: «На румб!# Матрос Вельдяксов точно и бь^стро иглтолня*’»’ команды. в коте занятий руководи’ тель подвел у™'"*. fjTjfPTKi но* ложигельные действия офицеров, указал на ошибки. Главетарифна Н. ЧУНДЯСОВ. Остался на<сверхсрочную Недавно младший сержант Меньшиков подал командованию рапорт о зачислении его на сверхсрочную службу сроком на 10 лет. Его просьба удовлетворе* па. Меньшиков — отличный сне' пиалист и умелый воспитатель. Он полюбил службу л сроднился с флотом. В его карточку поопг ■решай занесено 13 благодарно­ стей за безупречную службу. Младший сержант Меньшиков много заботится о своем идейно' политическом росте: читает ху­ дожественную литературу, изу­ чает историю ВКП(б), следит за политической жизнью нашей страны. Сейчас он готовится в вступлению в члены ВКП(б). Капитан Ф. ЗОРИН. В выполнении распорядка „мелочей" нет Строгий контроль за выпал нением распорядка дня малроса- ми и старшинами является пря­ мой обязанностью суточного на­ ряда. Командиры отделений старший сержант Корнюшин м старший матрос Конев при каждом за­ ступлении на дежурство тща­ тельно проверяют знание обя- занностей подчиненными, тща­ тельно инструктируют людей и требуют от дневальных неуклон­ ного выполнения веек требований уставов. Во время дежурства Конева и Корнюшила распорядок дня выдерживается как пол<г жено: в кубриках всегда чисто, койки заправляются аккуратно, личный состав строго соблюдает форму одежды. Иное можяо наблюдать, когда дежурит старший матрос Митро­ фанов. Од считает главной обя* занностыю дежурного' — подать сигнал и об’явить команду, а проверить, как она выполняется личным составом, не считает нужным. Недавно во время дежурства Митрофанова матросы Лобачев и Кушков опоздали на утреннюю гимнастику. Митрофанов не по* требовал _от нарушителей немед­ ленного выполнения команды, решив, что это «не его д^ло». Он даже не удосужился доло­ жить о Лсбачеве н Кушкове командиру подразделения, по­ считав, что опоздание матросов на гимнастику является «ме­ лочью». Ясно, что нерадивое огноптг." ние матроса Митрофанова нз в коей мере не отвечает требо* ваниям устава. Старший матрос А. ЧЕРНЫХ. SI- ПРОПАГАНДА БОЕВОЙ ИСТОРИИ КОРАБЛЯ , Не раз бывал в боевом по" годе эскадренный миноносец «Жесткий». Многие офицеры, старинны и матросы корабля sa доблесть и мужество на­ граждены орденами и медаля- ми Советского Союза. Вето* ств^нно, что когда на корабль пришли молодые матросы, опи проявили живой интерес к боевой истории корабля и его экипажа. По инициативе пар­ тийной организации ведется пропаганда боевой истории корабля. Для этой цели при" влпкаются участники Отече­ ственной войны. На-днях ■св-'рсссрочпик старшина 1 статьи Горохов провел беседу о борвой деятельности эсмин- ца. Горохов принимал уча­ стие во всех боевых похо” дах. Он рассказал молодым матросам много поучительных эпизодов из боевой деятельно­ сти экипажа. Молодое пополнение учит* ся на примере бывалых вои­ нов и стремится стать достой­ ной сменой им. Все матросы, пришедшие на корабль после войны, стали штатными сне* циалистами. Старший матрос С. СИДОРОВ. Матросы М. Зинаштулин и С . Кочетков производят покрэ. скоу корабля. Фото В. Палии. Передовики , экономии топлива На кораблях, где старнипы 2 статьи тт. Сухарев, Петренко, Боровской и старший матрос Фокин, делу экономии топлива уделяют большое внимание. При глубоком знании двигателей и умелом их обслуживании группы этих старшин сумели сэкономить тысячи килопраммов топлива и сотни килограммов масел. Старшина 1 статьи М. ЕГОРОВ. И з бозво го опыта В З А ИМО Д Е Й С Т В И Е а в и а ц и и С ПОДВОДНЫМИ л о д к а м и Под взаимодействием обычно по нимают одновременное действие ударных сил (iso противнику. Од­ нако опыт войны показывает, что взаимодействие авиации и флота в большинстве своем выражает­ ся в действии по одному и тому же морскому противнику после­ довательно каждым видом оружия в течение всей операции по унич­ тожению. Это обуславливается тем,\что скорости авиации и ко­ раблей очень разнятся между собой, и если бы стали добиваться одновременного действия этих сил, тогда бы операция наверняка не состоялась, ибо взаимодейству­ ющие ейлы были бы окованы в маневре. Поэтому-то, анализируя полеты ва взаимодействие с под­ водными лодками, можно предста­ вить себе схему его в следующем ввде: 1. Оперативная разведка тивника самолетами. 2. Тактическая разведка молегами. 3. Последовательные удары по обнаруженному противнику авиа­ цией и подводными лодками. 4. Фиксация с воздуха резуль­ татов взаимодействия. Прежде чем .рассмотреть каж­ дый элемент взаимодействия, не­ обходимо заметить, что свою так­ тическую форму оно получило в ходе борьбы летчиков и подводни­ ков с врагом. До 1943 года наши летчики и подводники действова­ ли самостоятельно, что понижало эффективность. Стремление к бы" стрейппему уничтожению против­ ника и нанесению ему больших потерь заставило наших летчи­ ков н полуводников соединить свои действия. са- Для четкой организации: и взаи- ■стаиваясь порою на якорных сто- мопонимания между летчиками и I янках, продолжая путь с на' подводниками практиковались I ступлением темноты, а в летнее встречи представителей обоих ,ро-1 яремя — с установлением плохой дов оружия для знакомства и де­ тального изучения материальной у погоды. Для тото. чтобы ямегь постоянно точные данные о про­ ник имел очень большое количе­ ство мотоботов, снабженных глу­ бинными бомбами, для борьбы с нашими гтодводньими лодками. Вы­ полняя задание, наши летчики попутно уничтожали такие мото­ части самолетов и подводных ло- I тивнике, наши воздушные развед-1 боты, тем самым помогая безопае- док. I чики находились все время в I пому действию подводных лодок. В «оде войны взаимодействие районе конвоя, «сопровождая» Так, например, в нофре 1943 то- авиации и подводных лодок полу- его до того, как он приходил в да летчик Батищев, выполняя за- чило стройную тактическую фор- порт назначения. Эта тактиче- j дание по разведай), уничтожил ну* му. Оперативная разведка пашей ская разведка велась и для авва-1 леметно-пушечным огнем один авиацией имела задачу обнаруже- ции, н для подводных лодок. Дей-1 вражеский мотобот. В нише 1944 пня боевых кораблей и трапспор-1 етвия авиации и подводных лодок I года летчик Вороной, выполняя в таких случаях были почти | задание, по разведке, уничтожы муннкациях. Сведения ее были I одновременны. очень ценны, особенно для под- В августе 1944 года у мыса К. I мотобот. ладных лодок, и могли добывать- ваши подводные лодки атаковали I Кроме плавсредств для борьбы ся только авиацией, т. к. против- конвой противника в 25 выше- I с нашими подводными ник проводил свои конвои в узко- лов при непосредственном подходе I противник имел о стях и шхерах, куда проход под- авиапни. Удар торпедоносных са I хоходньк самолеты. Так же, по- водным лодкам был затруднен и I молетов был наносен после ата-1 путно с выполнением своего зада- крайне опасен. Зная о передвиже-1 ки подводных лодок буквально I ния. паши летчики вступали в бой нии шрабаей противника на даль-1 через одну минуту. В результате | и уничтожали эти самолеты. Лет- взаимодействля авиации с подвод пулеметно -пушечным огнем один лодками, альные ти- них коммуникациях по сведе- чик Калейников, например, в пиям воздушных разведчиков, ко- ными лодками было потоплено 6 I марте 1944 года обнаружил само- млндир подводной лодки имел воз- кораблей противника. лет противника «ДО-24», ведший можность своевременно ряптогь задачу на встречу с противником, имея запас во времени, что очень важно, если учесть, что при нор­ мальной видимости подводная лодка на коммуникацию идет под ведой. Успехи от такого взаимодейст­ вия были очень ощутил*. Так, например, 25 мая 1944 года наш разведчик обнаружил конвой про- Ввиду интенсивности огня, соз- I П0ИСД подводных лодок. Летчик А I вступил с ним в бой и в резуль- да ваемого эскортными кораблями I - „ _ I тате двух атак сбил его. В октя^ противника, и большого числа I ^ 1944 года летчик Аминев, вы- дымовых завес, ста 1 вящихся обен-1 полняя задание, обнаружил само- ми сторонами, атакующие силы I лет «Блом-Фоос-138», всту.пил с порото не могли определить ре- | в в с ПФ80® атаки сбил. При планируемых ударах авиа­ цией и подводными лодками наши штурмовики вылетали на конвои зулътзт своего удара. Для этого высылалась пара самолетов-раз­ ведчиков, фиксировавших фото-1 противника, подавляя своим пу- тивника в 30 вымпелов, в том чи- I аппаратами положение на море до шечно-пулеметным огнем и бомбо- еле 5 транспортов. Получив ра- удара, в момент и после I БЬШ Ф узом эскортные корабли. удара. Таким образом, командова- дио от воздушного разведчика о копвое противника, наши подвод­ ные лодки вышли в атаку и по­ топили 4 корабля противника, в tov >’чсле 2 транспорта. При хорошей метеообстановке клнвой противника на своем пути нцмелял элементы движения, от- Таким образом, в результате штурмовки нашим ударным ние имело достоверный документ о I был обеспечен выход в результате удаюа по противнику I атаку. в?аимодействовавщвми группами. I В послевоенное время наши лет- Иногда наши подводные лодки I ЧП1Си и подводники в совместных выходили на коммуникации само-1 учениях отрабатывают задачи стоятельно, без получения какиас-1по боевому с 'ьершенствозанлы. либо данных с воздуха. Нпошв- Лейтенант В. ЛОССОЧСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz