Карело-Мурманский край. 1933, N9-10.

В Е а н а а о а 62 КАРЕЛО-МУРМАНСКИИ КРАЙ № 9— 10 Капитан „П ерсея* т. Бильдяев. 1-й ш турм ан— гидролог 2-й ш турман— 11. П. Тумм. Экспедиционное судно ГОИН'а „Персей“уже 10 лет плавает в арктических морях, главным образом, в Баренцевом. За это время им сделано свыше 2500 океанографических станций и большое количество научно-промыс­ ловых исследований. Много ценных вкладов сделал „Г1ерсей“ в океанографию северных морей. Однако, он занят не только чисто-науч­ ной работой. На нем производятся работы по исследованию рыбных богатств Баренцева моря, миграции трески, биологии промысловых рыб и пр. Промысловые карты ГОИН'а, кото­ рыми пользуется северный траловый флот, во многом обязаны „Персею". Когда Норвегия, сжатая в тисках экономического кризиса, о тк а ­ залась провести свою часть работ по про­ грамме 2-го Международного Полярного Года в Гренландском море, „Персею" были пору­ чены эти работы и он выполнил их полностью, несмотря на целый ряд больших трудностей. 46 й рейс „Персея" был последним по выпол­ нению заданий 2 го МПГ. По плану он должен был состояться в августе — сентябре, но вслед­ ствие затяжки летнего ремонта, его пришлось выполнить в октябре — ноябре. В план 46-й экспедиции были включены такж е задания э/с .Книпович", которое в сентябре потерпело аварию. Вследствие этого план, расчитанный на 26 суток, был очень напряженным и тре­ бовал от участников экспедиции максимум усилий. Несмотря на предстоявшие трудности зимнего полярного рейса, все были твердо уверены в том, что задания 2-го МПГ будут выполнены полностью и в срок. В план вошли следующие работы по прог­ рамме 2-го МПГ: 1. Гидрологический р азр ез по Кольскому меридиану до кромки льда и ледовая разведка. 2. Переход с пятимильными промерами (по­ следнее в случае благоприятной погоды) к Новой Земле на Гусиную банку. 3. Три стандартных р азреза (по 100 миль каждый) на Гусиной банке. Кроме этого, на экспедицию возлагалось задание сделать на Гусиной банке ряд трале­ ний для выяснения связи между состоянием среды и концентрацей рыбных косяков. В ночь на 23 октября мы вышли в море. Разрез по Кольскому меридиану выполнили в сравнительно благо­ приятных условиях до 67°40' сев. шир., где встретили блинчатый лед. Стали продвигаться дальше к северу. Однако, скоро пришлось повернуть на восток, так как лед увеличивался. Условия для дальнейшего продвижения ухудшились. Внезапно наступил полный штиль, мороз доходил до 15°, температура воды минус 1,8° (средняя температура замерзания морской воды). Крупный блин­ чатый лед быстро смерзался, и след „Персея" в воду уже не затягивался. Ввиду опасности вмерзания и выну­ жденной зимовки, начальник экспедиции проф. Сомов отдал распоряжение повернуть на юго-восток. Ледовая разведка была произведена на пространстве 70 кв. миль. После поворота мы встречали еще на протяжении 50 миль блинчатый лед, а на протяжении до 60 миль „густое сало“. Начался разрез на Гусиную банку. Уже после 2-ой станции началась полоса штормов, которые сопут­ ствовали нам всю остальную часть рейса. В ночь на 31 октября сила шквалов достигла 9— 10 баллов. Взя­ тый на палубу дополнительно уголь стало волнами смы­ вать за борт. Команда напрягала все силы, чтобы бре­ зентами и досками защитить уголь от ярости вала, но все же из 25 тонн 8 было смыто за борт. С большим трудом и риском удалось выполнить несколько гидроло­ гических станций. Этот шторм продолжался вплоть до 13 ноября. Сила ветра и волнения на море все увеличи­ вались. Попытки работ с тралом при этом шторме не привели ни к чему. Каждую гидрологическую станцую приходилось „вырывать зубами". Однажды во время удара большой волны был сбит с ног и увлечен за борт гидролог Чернов. Благодаря присутствию духа ему уда­ лось удержаться за поручни и выбраться на палубу. Мы ложились в дрейф только при особенно сильных шквалах, доходивших до 9— 11 баллов, так как необхо­ димо было экономить время и держаться нужного курса. Иногда, несмотря на 7 0—80 оборотов машины, „Пер­ сей" даже сносило назад Трудность работы усугубляло еще обледенение судна. Команде и научным сотрудникам „Персея" приходилось в мокрой, обледеневшей одежде скалывать лед, чтобы не давать черезчур погружаться носу „Персея" под тяжестью намерзшего льда, толщина которого иногда доходила до 1 фута. Пришлось всем испытывать еще одно „удовольствие1 — пить засоленную воду, так как запаса пресной воды „Персею" хватило только на 10 —12 суток. На Гусиной банке недалеко от нас штормовал РТ 44 „Нева“. Если такой мощный тральщик лежал в дрейфе и не промышлял, то тем более не мог работать с тра­ лом „Персей" при его недостаточном ходе. Используя все возможности, мы старались выполнить работы по заданиям 2-го МПГ и все же производили гидрологи­ ческие работы при шторме до 7 —8 баллов. В октябрьские праздники мы тоже штормовали, но все-таки они прошли у нас очень радостно и оживленно. Было сделано 3 доклада, подведены итоги соцсоревно­ вания и ударничества, политлотерея, воспоминания участ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz