Карело-Мурманский край. 1930, N4-5.

38 КАРЕЛО-МУРМАНСКИЙ КРАЙ № 4—5 Семнадцать жертв Арктики К двухлетию исторической экспедиции ледокола „Красин" (Воспоминания участника) Рейс „Красина" на помощь погибающим превратился в конечном итоге в торжество советского флага. Восемь человек — половина экипажа „Италии" — были спасены от неминуемой смерти, и семь из них спас непосред­ ственно „Красин". Кроме того, два человека группы Сора были избавлены от гибели при содействии „Красина". Шесть же человек группы Алессандрини бесследно исчезли. После крушения дирижабля буря умчала их вместе с его оболочкой в неизвестном направлении. Вот их имена: такелажник Алессандрини, механик Ардуино, ученый Понтремоли, журналист Лаго, мотористы Чьокка и Каратти. Моторист Помелла погиб во время катастрофы с „Италией" 25 мая 1-928 г. Его уцелевшие товарищи похоронили его тут же на льду. Где Мальмгрен? — Никто не знает. И, наконец, героический экипаж самолета „Латам*— пять человек под водительством бессмертного норвежца Роальда Амундсена: летчики Гильбо и де-Кю- вервилль, механики Дитриксон и Брази, радиотелеграфист Валетт— 19 июня 1928 г. ринулись из Тромсе на помощь экспедиции Нобиле и пропали без вести в Северном Полярном море. К этому скорбному списку из четырнадцати человек следовало бы добавить еще троих. Итальянский летчик Пенцо совершил ряд отважных полетов на помощь группе Нобиле. Кому пришлось видеть, какие преграды воздви­ гают на пути летчика ужасающая неровность ледяных полей и густые арктические туманы, — тот оценит Пенцо. Когда наступила осень, спасательные экспедиции покинули полярные воды. Возвращаясь со Шпицбергена в Италию, Пенцо пролетал над долиной реки Роны (Франция). Его са­ молет попал в грозу. При попытке пилота снизиться аппа­ рат ударился об электрические провода. Три находившиеся в нем летчика: Пенцо, Крозио и Делла-Като —были, повиди- мому, убиты электрическим током. Самолет упал в реку, и течение унесло тела погибших. Это было 30 сентября 1928 г. Смерть витала вокруг экспедиции Нобиле. * * * В двадцатых числах июня 1928 г. „Красин" плыл вдоль Норвегии на север. Шла первая неделя с того дня, как с „Латамом" прекратилась всякая связь. Во время стоянки „Красина" в Бергене, где наш ледокол грузился углем, только и разговоров было, что о С т а р о м Р о а л ь д е . В окнах магазинов висели портреты Амунд­ сена, окруженные полярными картинами. Мы ушли из Бергена в ночь на 24 июня. И долго нас провожали по фиорду моторные катеры, шлюпки и яхты. Они были полны людей, кричавших „ура" в честь „Красина11. Ведь мы шли туда, где мог оказаться их национальный герой — герой обоих полюсов. Все были уверены, что только „Красин" способен разыскать и вернуть его им. Вся Норвегия переживала тревожные дни. В ночь на 27 июня „Красин" отделился от евро­ пейского материка. Но это была не ночь, а день, так как сутки уже мы шли за Полярным кругом. Солнце не заходило и медленно двигалось по северной стороне горизонта. Золотой столб солнечного отражения в воде слепил глаза. Темно-серые скалы Лофотенских островов расступались и оставались позади. Перед нами голубела беспредельная ширь Атлантического океана. Легкий бриз заносил оттуда запахи соли, иода и сырость Гольфштрема. В море играли дельфины. На вершинах гор был снег, внизу — гранит, мох и водопады. Невозможно было оторвать глаза от этой картины невиданной красоты. У самого выхода в океан, у мыса Анденес, к советскому ледоколу подошел моторный бот. Норвежские рыбаки, коричневые от ветра, и рыбачки с чудесным румянцем во всю щеку — были последние, кто провожал нас у европейских берегов. И, когда „Красин", ускоряя ход, двин)лся прямо в открытый океан, рыбаки, простирая руки, долго еще кричали нам вслед: — Счастливого пути! Спасите нам Амундсена! Я помню и другую встречу с простым норвежским человеком, на этот раз — в Королевской бухте на Шпиц­ бергене. Несмотря на то, что было уже 22 июля, берега бухты только недавно освободились от снежных сугробов. В ожидании отправки ледокола небольшая группа кра- синцев бродит по оттаявшему вязкому полю. С одной стороны оно круто обрывается к морю, с другой— его замыкают покрытые снегом горы. Ходивший с нами шахтер-норвежец подвел нас к берегу. У самого обрыва стоял грубо отесанный серый камень. На нем был высе­ чен сухой профиль с крючковатым носом. Не узнать его было нельзя. Под ним были имена пяти спутников Амундсена, с которыми он в 1925 году совершил полет к полюсу на двух самолетах. Они чуть было не остались навсегда на 88-ом градусе северной широты. Памятник им был воздвигнут еще при жизни их капитана на том самом месте, откуда поднялись его металлические птицы У подножья памятника лежали букеты из бледных север­ ных цветов, уже появившихся на проталинах. Их принесли сюда чьи-то любящие руки. Шахтер сказал: — И тогда думали, что они погибли. 25 дней от них не было известий. Сейчас прошло уже больше месяца. Но ведь вы еще будете искать е г о , не правда-ли? Вся надежда на вас. О н должен вернуться... В начале августа 1928 г. первый спасательный рейс закончился. -„Красин" снова шел вдоль Норвегии — на этот раз на юг, в Ставангер. Там наш ледокол должен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz