Британский союзник. 1945, 25 марта (№ 12).

ПИОНЕР ТЕКСТИЛЬНОЙ ХИМИИ С то лет назад на набивной фабрике Окэншоу близ Манчестера проводились ис­ следования по вопросу о воз­ можности выделения различ­ ных ви/?Ьв раствора едкого натра посредством фильтрации сквозь хлопок. Свойство этого раствора имеет большое значение при операциях окрашивания и набойки тканей. Во время этих исследований Джон Мерсер заметил, что соприкасаю­ щийся с раствором хлопок сильно уменьшается в объеме и приобре­ тает особое сродство с некоторыми красителями. Это открытие послу­ жило началом процесса «мерсериза­ ции», названного по имени ее изо­ бретателя. Мерсеризированные хлопчатобу­ мажные ткани, отличающиеся заме­ чательным блеском,появились в про­ даже начиная с 1896 года. Условия, при которых достигался блеск, были открыты в 1890 году, уже после смерти Мерсера, последовавшей в 1866 году. Тем не менее открытие Мерсера было чрезвычайно важно, так как обработка целлюлозы каустической содой дает так называемую содовую целлюлозу — первую стадию произ­ водства вискозной ткани, изобретен­ ной в 1892 году, а также и многих других соединений целлюлозы, упо­ требляемых в производстве пласт­ масс. Когда после промывания водой из содовой целлюлозы удаляется щелочь, целлюлоза остается в акти­ визированном состоянии. В этом виде ^■*4 играет важную роль в краси- *ных и отделочных процессах. Мерсер также открыл,. что объем хлопка увеличивается при обработ­ ке его растворами кислот, напри­ мер, серной кислотой, и растворами неорганических солей, например, хлористым цинком. На этих наблю­ дениях основаны пергаментация бу- -мати и ткани, а также производство фибры. . Целлюлоза может растворяться в соединении окиси меди с аммиаком. Это открытие было сделано одно­ временно Швейцером и Мерсером, каждым из них самостоятельно. Хотя Мерсер установил, что целлю­ лозу после растворения можно ре­ генерировать, ему очевидно- не при­ шла в голову возможность делать из нее искусственное волокно. Од­ нако на его наблюдениях основана современная техника выработки вискозной ткани. О ■«лЕГжон Мерсер' первый применил хлорирование шерсти. Теперь хлорирование является очень важ­ ным процессом, при помощи кото­ рого вырабатывается шерсть, не дающая усадки. Этот процесс перво­ начально был вызван необходи­ мостью усилить восприимчивость шерсти к некоторым красителям. Мерсер нашел, что этого можно достигнуть, проводя ткань через раствор хлорной извести и соляиои кислоты, содействующей выделению -Нитора. В 1848 году в описаниях ме­ тода Мерсера .указывалось, что он совершил переворот в деле окраски и набивки шерстяных тканей. Только между 1902 и 1906 годами открытие Мерсера было-, наконец, использовано с этой целью. В на­ стоящее время это по всей вероят­ ности самый важный химический отделочный процесс, применяемый в производстве шерстяных тканей. За время своей жизни (1791— 1866) Мерсер, — этот гениальный самоучка, — был известен как спе­ циалист по набойке тканей и сделал много изобретений в красильном деле, но большинство его изобрете­ ний теперь не применяется, хотя в свое время они были технически важны и выгодны. Основное же от­ крытие Мерсера, значение которого не учитывалось при его жизни, всегда будет иметь значение в текстильной промышленности. Мерсер вполне заслуживает на­ звание «пионера текстильной химии». Столетие, наполнившееся со дня открытия им действия едкого натрп на целлюлозу, дает случай лишний раз вспомнить о его п w Т обширных и важных изы- Д ' ^ - еканиях в этой области. Марш 11 лойд Джордж сошел с по- J I литической арены Бри­ тании и одновременно полу­ чил звание пэра, но, конеч­ но, никто никогда не будет думать о нем как о графе Дуайфоре. Более пятидесяти лет его имя пользовалось широкой извест­ ностью в Британии и за ее пре­ делами. С ранней молодости он был противником всяких приви­ легий и злоупотреблений властью, другом бедняков и угнетенных. Он всегда играл такую вы­ дающуюся роль в политической жизни Британии, что трудно себе представить, как сравнительно не долго он занимал высокий пост министра. Ллойд Джордж вошел в состав либерального правительства в 1906 году. В 1916 году, в самый разгар первой мировой войны, занял пост премьер-министра и вышел в отставку в 1922 году. Начиная с этого времени, то есть в течение почти 23 лет, он был в рядах оппозиции. Он был настолько крупной фи­ гурой, что, даже состоя в оппо­ зиции, приковывал к себе все­ общее внимание вплоть до па­ дения правительства Чемберлена в 1940 году. Возможно, что его последняя большая речь в Па­ лате Общин явилась решающим фактором, ускорившим отставку правительства. □ Я и один человек в Британии не возбуждал такой ненави­ сти и такого обожания, как Ллойд Джордж. Многие консерваторы смотрели на него как на воплощение дьявола, особенно когда в 1906 году, будучи министром финансов в либеральном правительстве, он включил в бюджет расходы по проведению крупных земельных реформ, которые он называл «вызовом, брошенным бедности», провел закон о страховании по болезни и безработице и проект пенсий по старости — реформы, которые подготовили путь к до­ кладу Бевериджа и к другим крупным мероприятиям, обсу- А. ДЖ. КЭММИНГС ждаемым в настоящее время Правительством. С неустанной энергией руково­ дил Ллойд-Джордж участием Британии в первой мировой вой­ не, партийные разногласия в это время прекратились. Позиция Ллойд Джорджа как главы коалиции в течение войны заслужила всеобщее одобрение, и когда был заключен мир, он приобрел себе репутацию круп­ нейшего государственного дея­ теля в мире. Уроокенец Уэльса, он вышел из народа. В 1890 году в возрасте 27 лет Ллойд Джордж был избран в Пар­ ламент от Карнарвана-Бэрроуси с ключительной физической и мо­ ральной выносливостью. Он лучший природный оратор, рожденный Британией на протя­ жении нескольких поколений. Его речи много теряют при чте­ нии, — он не любил тратить вре­ мя на литературную их отделку, но они полны страсти и гума­ низма и в этом отношении не, имеют себе подобных. В Палате Общин он всегда был руководителем дебатов и в течение длительного времени ру­ ководителем самой Палаты. □ f/f з всех его парламентских ре- чей, которые мне пришлось слышать, наибольшее впечатление на слушателей произвело его страстное осуждение правитель­ ства в день, когда Абиссиния Отставка Ллойд Джорджа •Сг тех пор вопреки всевозможным препятствиям оставался ■членом Парламента, вплоть до своей не­ давней отставки и получения титула. Никто, услышав его раз, ни­ когда не забудет его выступле­ ний. Тысячные аудитории востор­ гались его остроумием. В част- ной жизни остроумию. Ллойд Джорджа нет, кажется, предела; он скажет больше остроумных вещей за пять минут, чем мно­ гие умные люди за всю свою жизнь. Ему достаточно нескольких рез­ ких штрихов, чтобы осветить по­ ложение, разрешить спор, нари­ совать портрет напыщенного по­ литического деятеля. Его юмор скорей шутливый, чем злобный. Он обладает поразительной жизнерадостностью и обаятель­ ным юмором, который помогает ему смеяться над своими соб­ ственными невзгодами. «Я никогда не страдал бес­ сонницей, — сказал он мне одна­ жды, — в результате политиче­ ских неудач или ядовитого крас­ норечия тех, кто ненавидел меня и мою политику», Ллойд Джордж обладает ис- была захвачена Италией в 1936 году. Ядовитое остроумие этой речи, ее презрительное негодо­ вание ошеломили членов прави­ тельства. Его последнее большое высту­ пление в Палате Общин про­ изошло во время дебатов, кото­ рые вызвали падение правитель­ ства Чемберлена после немецкого вторжения в Норвегию. Он также произнес замеча­ тельные речи в 1938 году и в начале 1939 года, когда высту­ пил с предложением заключить до­ говор с Советским Союзом, что­ бы предупредить войну и пода­ вить агрессию. Ллойд Джордж всегда был по­ клонником новой России и стой­ ким сторонником англо-русского сотрудничества. Еще в первые годы после революции он пы­ тался, хотя и безуспешно, убе­ дить правительство Британии и других стран в необходимости искать соглашения с Россией. Он был достаточно мудр, чтобы видеть и вслух признавать, что Россия Ленина и Сталина сде­ лается самой могущественной державой в Европе. Уже в преклонном возрасте он начал и завершил большой ли­ тературный труд о заключении мирных договоров в 1920 году и написал несколько томов, в ко­ торых описывал свои личные впечатления от войны 1914—1918 годов. Теперь он один из старейших государственных деятелей Брита­ нии и член той самой Палаты Лордов, над которой он когда-то так беспощадно издевался. Присвоение ему графского ти­ тула на самом деле является только формальным, традицион­ ным признанием окончания его политической карьеры. Сомнительно, чтобы его голос когда-либо раздался в Палате Лордов. Как и многие другие, я буду всегда думать о нем не как о человеке, который вел Британию к победе в первую мировую войну, даже не как о государ­ ственном деятеле, который стре­ мился обеспечить мир и безопас­ ность при помощи Лиги Н а ­ ций, — а как о стойком защит­ нике обиокенных судьбой, как о человеке, которому миллионы престарелых людей и рабочих очень многим обязаны. БРИТАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ КОЛЛЭДЖ С первых дней своего суще-, ствования британские ко­ оперативные общества поняли, что для успеха дела необходи­ мо широко разъяснить всем заинтересованным лицам цели и методы кооперации. Чтобы быть хорошим кооперато­ ром, надо иметь представление о принципах кооперации. Учитывая все это, рочдельские инициаторы кооперативного движе­ ния и другие кооперативные обще­ ства того времени выделяли часть своей прибыли для учебы своих членов и работников кооперативных организаций. Когда количество этих организа­ ций сильно возросло и возникла центральная организация — Союз ко­ операции, на учебу было обраще­ но особое внимание. Около 60 лет назад был создан центральный комитет по вопросам образования. Этот комитет организовал выпуск стандартных учебников, дал указа­ ния местным кооперативным обще­ ствам относительно преподаватель­ ского состава, и снабдил их стан­ дартными руководствами. Были вве­ дены экзамены с выдачей аттеста­ тов успевающим. Позднее вопросами образования взрослых занялись также местные власти, но кооперативные общества все же оставались инициаторами этого дела. Вскоре стало очевидно, что пре­ подавателям необходимо было знать не только свой предмет: бухгалте­ рию, торговое право, экономику, но и научиться рассматривать эти пред­ меты с точки зрения кооперации. Возникла насущная потребность и в кооперативном образовательном центре. Кооперативные общества резко от­ личались от других видов тор­ говых и промышленных организации Они имели свои особые'законы. Кооперативные общества не могли накоплять прибыли, так как вся Э Д В А Р Д Т О П Х Э М прибыль распределялась между членами кооперации пропорциональ­ но произведенным ими покупкам: Это требовало совершенно особой системы учета и новых методов торговли, которые дали бы возмож­ ность вести соответствующую от­ четность. В 1918 году был открыт коллэдж в помещении правления Союза ко­ операции в Манчестере. Первая пар­ тия студентов с интересом присту­ пила к занятиям. ☆ й В есть о том, что британская ко­ операция основала свой собст­ венный коллэдж, быстро распростра­ нилась за пределы Британии, и одним из первых поступивших в коллэдж был уроженец Швеции. С этих пор в коллэдж ежегодно по­ ступают многие студенты, не только уроженцы различных стран Европы, но также Восточной Африки, Кана­ ды и США. Многие из студентов Коопера­ тивного коллэджа работали в коопе­ ративных организациях. Большин­ ство из них получило стипендии, основанные в память выдающихся кооператоров. Такие студенты обу­ чаются в коллэдже не менее одного года, состоящего из трех семестров Курсы бывают различные, но i общем все студенты изучают тео­ рию и практику кооперации, историю промышленности, экономику, коопе­ ративное законодательство и бухгал­ терию. По окончании курса выдаются дипломы, в том числе почетные дипломы для тех, кто по своим знаниям и способностям подходит для должности заведующих и секре­ тарей кооперативных орпанизаций. За последнее время учрежден курс общественных дисциплин, так­ же дающих право на диплом. Специализация всячески поощряет­ ся. Одни студенты изучают различ­ ные формы британского коопера­ тивного движения, другие специали­ зируются на изучении заграничных методов кооперации. Лица, обучавшиеся в Коопера­ тивном коллэдже, вносят много цен­ ного в современно^ кооперативное движение. Среди директоров кооперативных оптовых объединений в Англии и Шотландии имеются лица, окончив­ шие этот коллэдж. Другие занима­ ют административные должности в розничных больших объединениях. Некоторые иностранцы, обучав­ шиеся в Кооперативном коллэдже, занимают ныне крупные администра­ тивные должности в кооперативных организациях различных стран Ев­ ропы и Азии. Например, первый студент-иностранец, поступивший в коллэдж, стоит во главе Шведского департамента торговли и входит в состав Кабинета министров Швеции. Коллэдж занимается также под­ готовкой рядовых служащих и ру­ ководителей кооперативных объеди­ нений. Кроме органов кооперации почти никто не занимался технической подготовкой служащих распредели­ тельной торговой сети. Кооператив­ ный коллэдж явился инициатором такой подготовки и организовал курсы для подростков, которые по окончании школы поступают на ра­ боту в кооперативные магазины или конторы. Эго курсы ученичества. Существуют также курсы для про­ давцов и заведующих . отделами. В коллэдже проводятся экзамены. Все курсы издают свои собственные учебники и устанавливают про­ грамму. Кооперативные объединения могут организовать занятия для служа­ щих, студенты могут индивидуально проходить заочные курсы. Наблюдение за всеми занятиями возложено на специальный комитет по техническому образованию. Таким образом служащий неболь­ шого сельского кооперативного об­ щества имеет все возможности изу­ чить свою специальность, прорабо­ тав некоторое время в крупном го­ родском кооперативе. В одном обширном сельском райо­ не преподаватели путешествуют от одного центра к другому и ведут занятия с работниками многих мел­ ких кооперативов. ■ ☆ -йг * ГТод руководством Кооперативного * * коллэджа ежегодно проводится ряд летних курсов; некоторые из них проводятся в самом' коллэдже. Лекции читают университетские спе­ циалисты и общественные деятели. Некоторые из этих курсов предна­ значены специально для служащих того или иного кооперативного общества. В течение одной или двух недель они интенсивно занимаются предметами, относящимися к их профессии; обычно им дают воз­ можность посещать фабрики или заводы, где производятся предметы, которыми они торгуют. До войны свыше 70 000 студен­ тов занималось на курсах, органи­ зованных коллэджем. Около 20 000 студентов ежегодно сдают экзамены. Все эти виды деятельности фи­ нансируются кооперативными обще­ ствами без всякой помощи со сто­ роны государства. Война, конечно, сильно нарушила работу коллэджа. Молодежь, кото­ рая могла бы вступить в число студентов, служит в армии, в воз­ душных силах и во флоте. На оставшихся легло тяжелое бремя многочисленных гражданских обя­ занностей. Вместо годичного курса студенты проходят краткие курсы при кол­ лэдже. Особые курсы организованы для подготовки заместителей слу­ жащих, призванных в ряды армии. Много сотен студентов, живущих в коллэдже, прошло эти курсы. Большой интерес возбуждают курсы, излагающие принципы и практику кооперативного движения в России. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz