Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

Пять идей для меняющейся Арктики Принципиальное изменение отношения России к климатическим и арктическим сюжетам уже нашло отражение в опорном документе внешнеполитического планирования — новой Стратегии национальной безопасности, опубликованной 2 июля 2021 года. Отдельно отметим изменения в трактовке ключевых националь­ ных интересов «с учётом долгосрочных тенденций развития ситуации в Россий­ ской Федерации и в мире», среди которых выделены: «охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адапта­ ция к изменениям климата» и «решение экологических проблем и рациональное использование природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации» [3]. При этом Арктика — единственный специфический регион, выделенный в климатическом экологическом блоке Стратегии. Соответственно, мы фиксируем принципиальное изменение к экологической и климатической проблематике со стороны Москвы. На самом высоком уровне признаются и изменение климата как угроза, и необходимость адаптации к нему с помощью дополнительных расходов, нового регулирования и пр. Сегодня Россия только вырабатывает свою комплекс­ ную стратегию в этой области, пытаясь совместить климатическую повестку и повестку развития, и Арктика в этом отношении — самый многообещающий и одновременно самый непростой регион. Второй эффект пандемии, который имеет непосредственное отношение к аркти­ ческой политике России и других стран — это в целом рост запроса на активную роль государства в сочетании с большой толерантностью государств к решитель­ ным действиям, перестройке сложившегося порядка вещей в самых разных отрас­ лях, активизации мобилизационного ресурса. С учётом традиционно центральной роли государства в развитии Арктики, при мобилизационной модели развития (как минимум, на уровне инфраструктуры, преимущественно — двойного назначе­ ния), такой эффект пандемии соответствует арктическим проектам развития. Третья тенденция, не связанная напрямую с пандемией, но явно обостривша­ яся на её фоне — это обострение конфронтации между США с одной стороны, Россией и Китаем — с другой. Это уже приводит к «переплёскиванию» неаркти­ ческих разногласий на деятельность Арктического совета и в целом на качество международного диалога в регионе. Для России проблемой могут стать попытки сдерживания Китая со стороны США в Арктике: в этой ситуации Россия рискует столкнуться с непривычным для себя т. н. вторичным давлением, когда недруже­ ственные действия будут направлены не напрямую против нас, но сопутствующий ущерб потенциально нанести могут. Такая милитаризация Арктики, конечно будет в дальнейшем сильно осложнять конструктивный диалог в регионе по любым, далеко не только военно-политическим вопросам. С егодня, спустя полтора года с начала пандемии, мы можем обрисовать основ­ ные новые черты арктического региона. Региона всё более динамичного, не­ понятного по многим параметрам внешним и даже работающим там игрокам, всё менее обособленного от других элементов и процессов международной системы. Арктика сегодня — это уже не «вещь в себе», а регион, на который будут всё силь­ нее проецироваться глобальные тенденции: и изменение климата, и адаптация к нему, и международно-политическая конфронтация, и новая экономическая конкуренция (включая энергопереход и новую логистику, регионализацию и фрагментацию, заменяющие собой глобализацию в традиционном смысле). Новая Арктика требует новых подходов, и мы предлагаем пять основных направлений для их разработки. 1. Активная политика России по надстройке и модификации действующих в регионе международных режимов. В этом процессе уже участвуют как арктиче- Международное сотрудничество |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz