Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

предлагаются основные направления ship of the Arctic Council, which began для международного диалога, которые in May 2021. Россия могла бы инициировать в ходе своего председательства в Арктическом совете, начавшемся в мае 2021 года. Лихачева А.Б. Кандидат политических наук, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕ- МИ), заместитель декана по науке факультета мировой экономики и миро­ вой политики Национального иссле­ довательского университета «Высшая школа экономики» Likhacheva A.B. PhD in Political Science, Director at the Centre for Comprehensive European and In­ ternational Studies (CCEIS), Deputy Dean for Research at the Faculty of World Economy and International Affairs of HSE University alikhacheva@hse.ru alikhacheva@hse.ru Пандемия как точка отсчёта: изменения для Арктики П андемию коронавируса и арктическую проблематику объединяет одна неоче­ видная, но очень существенная черта — высокая консервативность восприя­ тия угроз государствами, по-прежнему являющимися центральными игроками (и регуляторами) международной среды. Сложившиеся к началу пандемии институты как государственного, так и меж- и надгосударственного управления показали практически полную неадекватность поведения по отношению к глобальным бессубъектным угрозам — угрозам, у которых нет конкретного «антропоморфно­ го» врага (пусть даже коллективного). Пандемия проиллюстрировала крайнюю негибкость национальных правительств и, как следствие, межгосударственных институтов к подобным угрозам. В результате, в случае с пандемией базовой реакцией стало закрытие националь­ ных границ, т. е. определение сначала всего мира, а затем отдельных стран как носителей угрозы. Представляется, что это будет иметь серьёзные последствия и для других бессубъектных угроз, прежде всего изменения климата, а именно оно на сегодня — главный мотор, катализатор и в отдельных случаях, детонатор основных арктических процессов: физических [1, 5, 8], экономических и даже политических [11]. Неслучайно риторика климатического национализма появилась и проявилась именно после первых волн пандемии. В случае с Арктикой как главной мировой лабораторией изменения климата [7, 9, 10], где международная жизнь организова­ на с помощью всего нескольких международных режимов с ограниченным числом участников, такой конфликт бессубъектной угрозы и стратегической привычки к поиску «носителя угрозы» сулит существенные риски для устойчивости арктических режимов, адекватности мер государственной политики в области предупреждения и смягчения климатической угрозы, и в то же время новые возможности для новых решений за рамками межстрановых игр с нулевой суммой [12]. 28 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz