Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

национальная компания по развед­ ке и разработке нефти и газа и Ки­ тайская национальная шельфовая нефтяная корпорация выкупили 20-процентную долю участия (по 10%) в российском проекте «Ар- ктик СП Г-2». У китайских компа­ ний будет самый большой пакет акций среди иностранных инве­ сторов. Заключение сделки повы­ шает вероятность того, что «Н о ­ ватэк» сможет получить проектное финансирование от китайских банков, если в этом будет необхо­ димость. Кроме того, сделка под­ тверждает намерение Китая на­ ращивать импорт СП Г. Проект «Арктик СП Г-2» предусматривает строительство трёх очередей по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год. Он реализуется на ресурсной базе Салмановского (Утреннего) месторождения в Яма­ ло-Ненецком АО. В условиях санкций россий­ ские компании «Роснефть» и «Газпром» заинтересованы в при­ влечении китайских фирм к со ­ вместному освоению арктическо­ го шельфа. В частности, в 2016 г. «Газпром» предлагал Китайской национальной шельфовой нефтя­ ной корпорации участвовать в раз­ работке нефтяных месторождений на арктическом шельфе [4]. В сен­ тябре 2018 г. в рамках Восточно­ го экономического форума «Ро­ снефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация обсуж­ дали возможность сотрудничества на шельфе. Однако информации о совместных проектах пока нет. Вопрос заключается также в том, насколько китайские ком­ пании смогут заменить западных партнёров России в работе на ар­ ктическом шельфе, особенно в плане предоставления техноло­ гий. В целом российско-китай­ ское технологическое сотрудни­ чество в нефтегазовом секторе активизировалось с момента вве­ дения санкций [5]. К примеру, в 2017 г. компания «Газпром геоло­ горазведка» подписала контракт с Китайской нефтяной сервисной компанией об аренде полупогруж- ной плавучей буровой установки «Нанхай-8». «Газпром» с помощью этой установки намерен пробу­ рить поисково-разведочные сква­ жины в Карском море. Перспективной сферой с о ­ трудничества России и Китая в Арктике является судостроение.7 июня 2019 г. «Новатэк», «Совком­ флот», Китайская морская судо ­ ходная компания и Фонд Ш ё л ко ­ вого пути заключили соглашение о создании совместного пред­ приятия «Морской арктический транспорт». Основным направле­ нием деятельности станет созда­ ние флота ледокольных танкеров арктического ледового класса для круглогодичной транспорти­ ровки сжиженного природного газа. Сделка позволит упростить привлечение китайских финан­ совых средств для строительства новых танкеров-газовозов и п р и ­ ведёт к более тесному сотрудни­ честву с китайскими партнерами (оборудование, технологии). Но часть заказов может уйти на к и ­ тайские верфи. В настоящее время безуслов­ ным лидером по производству данных судов является Южная Ко­ рея [6]. Доля китайских судостро­ ителей на рынке судов для пере­ возки СПГ составляет 7%. Однако, как отметило издание China Daily в декабре 2018 г., Китай переходит к масштабному инвестированию в стремительно растущий рынок танкеров для перевозки СП Г [7]. Об успехах китайской судостро­ ительной промышленности в этой новой высокотехнологичной от­ расли говорит тот факт, что в дека­ бре 2018 г. на китайской верфи был достроен первый в мире всесезон- ный арктический танкер для пере­ возки газового конденсата «Бориc Соколов», который будет работать в проекте «Ямал СПГ». Ещё одной перспективной сферой сотрудничества России и Китая в Арктике является разви­ тие Северного морского пути. В ноябре 2017 г. на 22-й встрече глав правительств председатель Китая Си Цзиньпин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев договори­ лись о совместном исследовании, создании необходимой инфра­ структуры и использовании СМП. Китайская сторона понимает, что разработка нефтегазовых ресур­ сов в Арктике должна сопрово­ ждаться развитием транспортной магистрали; к примеру, СПГ с Яма­ ла экспортируется на азиатские и европейские рынки по СМП. Во время Арктического фору­ ма, проходившего в Архангельске в марте 2017 г., государственная ки­ тайская компания Poly Technologies предложила планы инвестиций в строительство нового глубоково­ дного морского торгового порта в Архангельске и железнодорож­ ной магистрали «Белкомур» на сумму 5,5 млрд долл. В том же году эта компания выразила намере­ ние инвестировать 300 млн долл. в развитие мощностей порта М ур ­ манск, который может стать базой для приёма и обслуживания китай­ ских судов. Однако пока нет фак­ тов, подтверждающих подписание соответствующих соглашений. Пекин не спешит принимать инвестиционные решения по стро­ ительству в АЗРФ инфраструкту­ ры. С точки зрения ряда китайских экспертов, совместное развитие СМП — российское предложение, на которое Китай отреагировал прежде всего по стратегическим и политическим соображениям, а не по экономическим [8]. Китайские эксперты отмечают, что портовые сооружения СМП устарели и не­ эффективны. По их мнению, Рос­ сия не имеет достаточных средств для того, чтобы поддерживать теку­ щий уровень обслуживания СМП, не говоря уже о том, чтобы оказы­ вать услуги надлежащего качества в случае превращения пути в меж­ дународный транзитный коридор. Для принятия китайскими компа- | Экономика, ресурсы, финансы | Рыжова А.В. | 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz