Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

economic crisis, which Leads to a toughening struggle to attract financial resources for the development o f the Arctic, this trend Ключевые слова: Арктическая зона РФ, инвестиции, Китай, Южная Корея, международное сотрудничество wiLL only intensify. The strengthening o f US sanctions adversely affects the development o f cooperation with South Korean firms. Keywords: Arctic zone o f the Russian Federation, investments, China, South Korea, international cooperation В последние годы арктическая тематика стала одной из важней - ших в политической повестке дня России. Актуальность ей обеспе­ чили сразу несколько вновь воз­ никших факторов. Здесь можно на­ звать и необходимость разведки новых месторождений, и сокраще­ ние площади льда, открывающее новые возможности в использо­ вании Северного морского пути (СМП), и усиление противостоя­ ния России, СШ А и их союзников, повлёкшее за собой новый виток борьбы за раздел сфер влияния в мире. Большинство международных экспертов признают Россию л и ­ дером в сфере освоения Арктики. Ведущая роль России обусловлена целым рядом факторов: на Россию приходится более 60% арктиче­ ской суши и более 80% населения, проживающего выше Северного полярного круга, она контролиру­ ет около половины арктического континентального шельфа и владе­ ет разветвлённой системой пор ­ товых сооружений и прочих ин ­ фраструктурных объектов. Однако несмотря на лидерство России в Арктическом регионе по абсолют­ ным показателям, эксперты склон­ ны считать, что по уровню соци­ ально-экономического развития полярных территорий Россия зна­ чительно отстаёт от других госу­ дарств арктической «пятёрки». Комплексное социально-э­ кономическое развитие Арк ти ­ ческой зоны РФ (АЗРФ), пред­ усмотренное проектом стратегии развития АЗРФ на период до 2035 г., требует значительных капита­ ловложений. В условиях санкций и мирового экономического кризи­ са возможности российских ком­ паний по привлечению внешне­ го финансирования ограничены. Среди западных компаний только французская Total готова инвести­ ровать в арктические проекты. Российские компании в инте­ ресах развития АЗРФ могут при­ влечь средства азиатских фи­ нансовых структур или Фонда национального благосостояния (ФНБ). Первый вариант предпо­ лагает получение финансовых ре­ сурсов под высокую процентную ставку. Кроме того, к примеру, Ки­ тай, зная, что Россия имеет слабую переговорную позицию из-за вве­ дения западных санкций, зачастую предлагает связанные кредиты, об ­ уславливая их закупкой китайско­ го оборудования. Это не всегда вы­ годно российской стороне. Объёмы инвестиций по линии ФНБ ограничены. Средства Фонда распределяются согласно строгим критериям, и большинство заявок от нефтегазовых компаний откло­ няется. В качестве положительно­ го примера можно назвать удов­ летворённую заявку от компании «Новатэк» на проект «Ямал СПГ» (кредит в размере 150 млрд руб.) [1]. Происходит снижение при­ тока иностранных инвестиций в АЗРФ. Так, с 2012 по 2017 г. их доля в структуре финансирования ин­ вестиционной деятельности в це­ лом по АЗРФ сократилась более чем в два раза (с 10,1% до 4,1%) [2]. Экономические санкции привели не только к значительному сокра­ щению объёмов финансирования и сворачиванию международно­ го сотрудничества, но и к огра­ ничению доступа отечественных нефтегазовых компаний к техно­ логиям шельфовой добычи. Из- за санкций многие иностранные компании были вынуждены при­ остановить либо существенно ограничить участие в реализации проектов на арктическом шельфе. В частности, от совместной рабо­ ты с «Роснефтью» на шельфе отка­ зались ExxonMobil, Equinor (ранее Statoil), итальянская Eni. Оставаясь среди наших пар­ тнёров, французская Total в мар­ те 2019 г. выкупила 10-процентную долю в проекте «Арктик СП Г-2» за 2,5 млрд долл. Патрик Пуянне (Patrick Pouyanne), главный испол­ нительный директор Total, отметил, что участие в «Арктик СПГ-2» впи­ сывается в общую стратегию ком­ пании по увеличению производ­ ства и экспорта СПГ на растущий азиатский рынок. Низкая себесто­ имость производства СПГ являет­ ся значительным преимуществом проекта. Операционные затраты на сжижение газа на «Ямал СПГ», по оценке Vygon Consulting, составля­ ют около 2,85 долл. за MBTU. «Н о ­ ватэк» обещал, что снизит затраты на сжижение газа в «Арктик СПГ- 2» до 2 долл. за MBTU, что защи­ тит проект от рисков падения цен на СПГ [3]. После введения западных санкций наблюдается увеличение российско-китайского сотрудни­ чества в Арктике. Успешный запуск проекта «Ямал СПГ», в котором Китай обеспечил до 60% капита­ ла, заложил благоприятную о сно ­ ву для дальнейшего развития пар­ тнёрства. В июле 2019 г. Китайская 5 2 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz