Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

Annotation. The volume o f changes in the world economy, in the structure o f energy consumption and resource use requires a systematic approaches to solving the problems o f dynamic and sustainable Ключевые слова: Концепция развития, Система проектного управления в Арктике. development in the Arc tic zone o f the Russian Federation. The article discusses new opportunities and approaches to forming the "image o f the future" o f the Arc tic in changing economic conditions. Key words: Development concept, Project management system in the Arctic. В ожидании спада или «низкого старта»? Негодные средства и «токсичные» стимулы роста В ближайшей и среднесроч­ ной перспективе два глобальных фактора будут определять «об ­ раз будущего» Арктики. Это д и с ­ баланс энергоносителей и дефи­ цит «свободных инвестиционных ресурсов». Очевидно, что объёмы произ­ водства и потребления углеводо­ родного сырья и мировые цены на энергоносители не смогут восста­ новиться в прежних показателях, что делает арктические углево­ дородные проекты малопривле­ кательными. Экономика Россий­ ской Арктики какое-то время вынуждена будет работать на с о ­ хранение достигнутого экономи­ ческого потенциала в условиях, усугубляемых внеэкономическим арктическим удорожанием. Разра­ ботка проекта строительства аль­ тернативного газопровода (Baltic Pipe) от норвежского шельфа че­ рез Данию в Польшу повышает риски российских проектов СПГ. Таким образом расчёт только на прибыльность газодобычи и его поставки в Европу будут приво­ дить к снижению инвестицион­ ной привлекательности арктиче­ ских проектов. Но в долгосрочной перспективе с учётом выработ­ ки старых месторождений разви­ тие нефтегазового комплекса А р ­ ктики будет значимым фактором развития экономики макрореги­ она. Если рассматривать весь о т­ раслевой комплекс от разработки новых технологий, материалов и оборудования до производствен­ ных цепочек выпуска продукции машиностроения и смежных о т­ раслей, с целевой установкой их экспортного продвижения, то это создаст новую платформу рассмо­ трения арктических проектов. Второй фактор — дефицит и н ­ вестиций. Меры по преодолению ситуации вследствие распро ­ странения короновируса и э н е р ­ гетического кризиса существен­ но ослабляют экономический потенциал системообразующих компаний, работающих в А р к т и ­ ке, а накопленные государствен­ ные резервы, которые можно было бы потратить на цели раз­ вития, будут в значительной мере исчерпаны. Главная задача в новых усло ­ виях — обеспечение конкуренто ­ способности арктической э к о н о ­ мики. В предкризисный период решение этой задачи на ур о в ­ не государственной политики предполагалось осуществить п у ­ тём стимулирования инвестиций и предоставлением инвесторам различных льгот и преференций. Но теперь такие инвестиции ста­ новятся «направлениями затрат с неочевидными целями». Вместе с тем на новой с ту­ пени развития технологического уклада можно и нужно говорить о необходимости новой страте­ гии технологизации, цифровиза- ции и индустриализации э к о н о ­ мики на основе национальной программы отраслевого / кла­ стерного развития в сфере добы ­ чи и переработки углеводородов (прежде всего ключевых полез­ ных ископаемых Арктики — газ, нефть, уголь). В рамках систем­ ного подхода к формированию Арктического энергетического кластера возможна объективная оценка эффективности тех или иных мер государственной под­ | Государственная политика в Арктике | Солдаткин Е.И., Жуков М.А. | 2 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz