Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

б) Чрезвычайный характер структуры этих суперорганиза­ ций, что обеспечивалось широки­ ми объёмами предоставлявшихся им правительством льгот и спец ­ ификой управления территорией их действия. в) Использование принуди­ тельного труда заключённых как средства достижения поставлен­ ных целей, ибо в условиях сжатых временных сроков и напряжен­ ных плановых заданий, а также в ситуации острой нехватки тех­ ники (горнодобывающей, с т р о ­ ительной, транспортной и т.д.) и средств труд заключённых ста­ новился единственным способом получения всего необходимого в условиях отдалённых и э к о н о ­ мически неразвитых территорий страны. г) Секретный характер д е й ­ ствий эти х организаций, что было вызвано принудительным характером освоения м ес то ­ рождений стратегического м и ­ нерального сырья и б и о л о ги ч е ­ с ких ресурсов. При этом обобщающие зада­ чи этих механизмов можно раз­ делить, по нашему мнению, на две важнейшие части. Экономические: а) промышленное строитель­ ство на определенной терри то ­ рии (собственно освоение); б) унификация и полная кон ­ тролируемость экономической жизни отдалённых прежде ре ги­ онов. Политические, заключавшие­ ся в распространении на о тно си ­ тельно неконтролируемые в силу своей отдалённости территории политической системы и прак­ тики, характерной для централь­ ных районов страны. Достижение этих двух видов целей позволяло решить и проблемы геополитиче­ ского характера — окончательно закрепить северные регионы в составе государства, сделать бес­ спорным обладание ими. Реализация чрезвычайной и военизированной модели раз­ вития Севера привела к крайне негативным последствиям. К ним можн о от нест и отсутст вие ко м- плексного развития территорий и складывание моноотраслевого перекоса в их экономике, что сде­ лало производственные комплек­ сы крайне уязвимыми; низкое ка­ чество созданной социальной среды и специфические методы привлечения рабочей силы, не способствующие её закреплению на Севере и т. д. Более того, такая модель с неизбежностью требо ­ вала значительных финансовых государственных вливаний, что делало её крайне обременитель­ ной. Всё отмеченное фактически стало основанием двух сложней­ ших кризисов экономической жизни российского Севера, со ­ провождавшихся массовым «исхо­ дом» населения — в 1950-х гг. и в 1990-х гг. Поэтому, вернёмся вновь к высказанной выше мысли о том, что сегодня нам крайне важно чётко сформулировать цели с о ­ временной российской север­ ной (арктической) политики, с о ­ ставить адекватные «дорожные карты». Выбор в данном случае будет находиться в спектре меж­ ду советской моделью (создание производств и условий для п о ­ явления постоянного населения, несмотря на затратность модели) и канадской моделью (утилиза­ ция ресурсов «вахтовым» с п о ­ собом при условии жизни пода­ вляющей части населения страны в тёплых регионах). Но наличие этого спектра не отменяет необ ­ ходимости внятной артикуляции целей и задач государственной северной политики, чего сегодня явно не хватает ни бизнесу, ни на­ селению страны. | Государственная политика в Аркти ке | Широков А.И. | 21 Развалины лагеря «Бутугычаг» в Магаданской области / https://trinixy.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz