Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.

Д. Гилфорд выделяет как результат интеграции этих видов мышления такие осо­ бенности: - беглость - способность генерировать максимальное количество идей; - гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при реше­ нии проблем; - оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; - точность - способность придавать завершенный вид продуктам мышления. По данным Ю. Гатанова, показатели креативности российских школьников в срав­ нении с американскими в возрасте 6-7 лет по показателям беглости, гибкости и ориги­ нальности превышают в 1,5-2 раза, зато к 15-15 годам данные меняются с точностью до наоброт, уровень креативности российских школьников падает в 1,5-2 раза [1]. Таблица Данные детей по показателям креативности в России и США Страна Возраст Беглость Гибкость Оригинальность Россия 6-8 лет 51,4 26,4 25,0 США 7 лет 34,1 16,4 12,9 Россия 11-12 лет 47,7 21,8 21,8 США 12лет 71,0 32,3 41,9 Россия 15-17 лет 36,3 20,7 25,8 США 16 лет 82,0 37,6 56,1 В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентиро­ вано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эта­ лонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не бо­ лее естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет про­ грамм, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американ­ ской же школе, как частной, так и государственной, последние 5 лет широко распростра­ няются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подо­ печных. Наше исследование осуществляется на базе Мурманского политехнического лицея, в рамках которого, сначала происходит диагностика креативного потенциала уча­ щихся 5-6 классов (используется адаптированный Е.Е. Туник вариант набора креативных тестов Ф. Вильямса), составление личностного креативного профиля каждого учащегося с целью отслеживания и прогнозирования динамики адаптации ребят к программам повы­ шенной сложности, социальной адаптации и предупреждении возникновения личностных затруднений развития. После разрабатывается специальная программа активизации креа­ тивного потенциала каждого ребенка при помощи спецкурса и тренинговых занятий креа­ тивности. Основной целью программы является развитие творческих способностей учащихся лицея. Задачи: - преодоление барьеров проявления творчества; - осознание характеристик творческой среды; - формирование навыков и умений управления творческим процессом. Развитие креативности младших подростков осуществляется по блокам: 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz