Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.

АКТИВИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ СЕВЕРА НА БАЗЕ МУРМАНСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ Е.В. Хацевич Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 В современных условиях креативная личность становится востребованной общест­ вом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за не­ большой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих твор­ чески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизиро­ вать свой креативный потенциал. Креативность - латинский термин, который переводится как «творчество» или «со­ творение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. В частности Д. Гил- форд понимает под креативностью способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Петербургские психологи Н, Хрящева и С. Макшанов определяют креативность как способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [3]. Креативность проявляет себя многообразно. Это —быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, степень детализации об­ раза проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самооб­ ладание и уверенность в себе. Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 гг., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности: 1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в но­ вых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. 2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. 3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности явля­ ются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оп­ тимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент. 4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, све­ жее решение социальных проблем и др. [2] Д. Гилфорд считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного и ди­ вергентного мышления. Под конвергентным понимают последовательный, логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени», приводящий к единственно пра­ вильному, обусловленному исходными данными решению. Под дивергентным мышле­ нием - процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, менее ограниченный заданными фактами, допускающий изменение путей решения проблемы, приводящий к неожиданным выводам и решениям [3]. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz