Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С Е В Е РНЫ Е ВОРОТА РОССИИ глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм анском у м орском у то р го во м у п орту - В 1937 году по приглашению О.Ю.Шмидта для участия в советской арктической экспеди­ ции на Кольский полуостров прибыл известный датский полярный исследователь и писатель Петер Фрейхен (Peter Freuchen). Это было его второе посещение Мурмана —первое случилось в 1928 году. Его поразили перемены, произошед­ шие в крае всего за девять лет. В своих заметках о поездке он записал: «На Советском Севере мне довелось видеть высокую степень человеческого счастья...». Моряки и портовики Мурманска выполни­ ли в те годы много ответственных заданий Совет­ ского правительства. Ледокольные суда «Мур- ман» и «Таймыр», приписанные к Мурманску, в феврале 1938 года сняли с дрейфующей льдины и доставили в свой порт четверку папанинцев. В том же году из Мурманского порта на паро­ ходах «Родина» и «Турксиб» были отправлены советские экспонаты на Всемирную выставку в Нью-Йорк. В июле 1939 года Мурманск принял прибывший из Ленинграда караван буксиров и землечерпалок и отправил через Арктику во Владивосток. Этим же летом ледокол «Иосиф Сталин» осуществил двойной сквозной рейс из Мурманска до бухты Провидения и обратно, а в декабре он вышел из Мурманска на помощь дрейфующему пароходу «Георгий Седов» и че­ рез месяц сопроводил пароход в Мурманский порт. Но мало кто тогда знал, что в те же дни из Мурманского порта в строжайшей секретности вывозились военные грузы в помощь республи­ канской Испании. К причалам они доставля­ лись железнодорожными составами с соблю­ дением мер предосторожности против утечки информации, а погрузочно-разгрузочные работы и охрану обеспечивали специальные группы краснофлотцев и начальник порта. Так с 15 дека­ бря 1938 года по 15 февраля 1939 года оружие и во­ енная техника были отправлены из Мурманска на семи транспортах. На этих судах находилось: 50 бомбардировщиков СБ, 18 бомбардировщиков Р-10, 106 истребителей И-1б, И-15бис и УТИ-4, 40 танков Т-26, 15 торпедных катеров, 60 гаубиц 115-мм и 122-мм, 440 пушек от 127-мм до 46-мм, 4500 пулеметов, 40 тысяч винтовок, 243 тысяч 94 снарядов разных калибров, 50 млн патронов. Суда шли во Францию, а далее грузы, через тре­ тьи лица под легендой коммерческих перевозок сельскохозяйственной техники, направлялись в Испанию железной дорогой. Первые довоенные пятилетки поставили Мурманск в один ряд с крупнейшими портами страны. В Мурманский порт доставляли лес из Игарки и беломорских портов, строительные материалы и оборудование, шпицбергенский, печерский, норильский уголь. Была создана ин­ дустриальная база морского рыболовства. Объ­ ем экспортно-импортных операций порта не­ прерывно возрастал. Увеличились и пассажирские перевозки. Назрела необходимость создания транспорт­ ного флота, приписанного к Мурманску. В сен­ тябре 1939 года было организовано Мурманское государственное морское сухогрузное и пасса- глава 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! СЕ В Е Р НЫ Е ВОРОТА РОССИИ жирское пароходство Наркомата морского флота СССР, тогда же была открыта новая арктическая линия Мурманск-Архангельск-Дудинка-Игар- ка-Мурманск. Особые отношения сложились в этот пе­ риод между СССР и Германией. Еще в 1922 году, используя противоречия ведущих европейских держав, советские представители в итальян­ ском местечке Рапалло заключили с немецкими властями договор, возобновлявший дипломати­ ческие и консульские от­ ношения и выводивший Россию из дипломатиче­ ской изоляции. В 1926 году был заключен Берлин­ ский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия стала основным торговым и военным пар­ тнером СССР, поэтому, когда в сентябре 1939 года страны Британской импе­ рии и Франция объявили войну Германии и возник­ ла угроза захвата немец­ ___________________________ ких судов в море, чтобы Н.С. Притчин. Работал в порту с 1931 года избежать их встреч с английскими военными кораблями, Германия запросила и получила раз­ решение у Москвы на заход некоторых из них в порт Мурманск. Уже 4 сентября на все немецкие суда, находившиеся в тот момент в Атлантике, был по радио передан условный сигнал «АО-13». Он означал: «Следовать в Мурманск, придержи­ ваясь как можно более северного курса». Шесто­ го сентября германское МИД сообщило в со­ ветский Наркомат по иностранным делам: «Мы намереваемся и впредь направлять немецкие торговые суда в Мурманск и ожидаем, что совет­ ское правительство облегчит разгрузку, погрузку и транспортировку грузов по железной дороге в Ленинград, куда будут заходить для погрузки не­ мецкие суда». и н те р е с н ы й ф а к т : в ш а г е о т в о й н ы с А м е р и к о й К 18 сентября Кольском заливе нашли убежище 18 не­ мецких судов, включая пассажирский лайнер «Bremen» водоизмещением 51600 тонн. а далее случилось собы­ тие, вызвавшее международный скандал. 23 октября без лоцмана и пограничного досмотра в Кольский залив при­ шел американский пароход-рефрижератор «City of Flint»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz