Северные ворота России. Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет! : [книга-фотоальбом / Мурм. мор. торговый порт ; ред. совет: А. В. Масько и др. ; текст: А. Н. Болосов, А. А. Михайлов ; фото: П. А. Просянов и др.]. - Москва : Пента, 2015. - 347, [4] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

20 июля 1934 года было принято совместное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по развитию Север­ ного морского пути и северного хозяйства», в котором, помимо ряда других мер, предусматривалось расширение и модерниза­ ция портов Мурманска и Архангельска, а также создания портов и угольных баз по трассе Северного Морского пути. Мурманскому морскому торговому порту были переданы функции Мурманско­ го агентства Народного комиссариата водного транспорта. Вскоре движение судов по трассам Северного Морского пути стало регулярным. В 1935 году в плаваниях по арктическим мо­ рям участвовали 130 судов и было перевезено 230 тыс. тонн грузов. Тогда же весь путь сквозным рейсом в одну навигацию из Влади­ востока в Мурманск прошли грузовые пароходы «Анадырь» и «Сталинград». Все плавание заняло 87 суток, из которых около 45 были проведены на стоянке. За это время суда преодолели более 7600 миль. На следующий год перевозки по СМП составили 271 тыс. тонн, а из 160 судов, участвовавших в навигации, сквозными рейсами прошли уже четырнадцать. В 1936 году переходом из Баренцева моря в Тихий океан эска­ дренных миноносцев «Сталин» и «Войков» было подтверждено и военное значение Севморпути. Разгрузка парохода «Енисей» в Мурманском порту, 1930-е г. Суда в Мурманском порту. 1936 год 9 2 ГЛАВА 1 ГОД РОЖ Д ЕН И Я — 1915- й ! м урм ан ско м у м о р с к о м у т о р го в о м у п о р т у - 100 ЛЕт! с е в е р н ы е ВОРОТА РОССИИ Обслуживание судов, следующих по СМП, а также осуществлявших регулярные рейсы на Шпицберген и в порты Европы постоянно уве­ личивали объемы грузооборота Мурманского торгового порта, который укрепил позиции важ­ нейшего звена в народном хозяйстве всего Севе­ ро-запада России. Кроме того, здесь полярные экспедиции окончательно укомплектовывались людьми, за­ правлялись жидким топливом, бункеровались углем, снабжались продовольствием, особенно скоропортящимся. Отсюда в августе 1933 года ушел в свой геро­ ический рейс пароход «Челюскин», на котором пошли в поход пятеро мурманчан: капитан зве­ робойного судна «Мурманец» В.В. Павлов, водо­ лазы Г.А. Мосолов и А.Е. Харкевич, работница порта А.А. Горская и снабженец Зверев. В сле­ дующем году заполярный город торжественно встречал ледорез «Федор Литке», прошедший за одну навигацию ледовый путь из Владивостока до Кольского залива. В 1934 году Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в ми- Хданов и Микоян на судоремонтном заводе. 1935 год ровое сообщество. Для мурманских портовиков этот год также стал знаменательным — грузопе- реработка превысила один миллион тонн. По объемам завоза снабжения в Арктику Мурманск стал одним из трех основных портов СССР, на­ ряду с Архангельском и Владивостоком. Так летом 1935 года в торговом порту за 18 дней сна­ рядили и отправили в Арктику восемь судов, а объем арктических перевозок в 1937 год увели­ чился в два раза по сравнению с 1933 годом. К этому году в Арктике уже находилось 160 судов, доставлявших грузы в самые отдаленные север­ ные районы. В Мурманском порту. 1936 год Линейный ледокол «И.Сталин» в Мурманском порту. 1930-е годы 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz