Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

180 1. О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а д о г о в о р н ы х п о л о ж е н и й о л и н и и р а з г р а н и ч е н и я м о р с к и х п р о с т р а н с т в До заключения Договора 2010 г. в Баренцевом море и в целом в западной части Се­ верного Ледовитого океана, составляющей район размежевания юрисдикций России и Норвегии, обозначались следующие морские границы (не являющиеся государствен­ ными) и предлагались следующие разграничительные линии: - г р а н и ц ы р а й о н а д е й с т в и я Д о г о в о р а о Ш п и ц б е р г е н е 1920 г. ("Шпицбергенский прямоугольник" - образован двумя меридианами и двумя параллелями); - г р а н и ц а п о л я р н о г о с е к т о р а , установленная Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. (по меридиану к Северному полюсу) не для целей разграни­ чения континентального шельфа; - предложенная Норвегией л и н и я р а з г р а н и ч е н и я континентальных шельфов двух соседних государств, проведенная п о n p u H ifu n y р а в н о г о о т с т о я н и я от соответствующих ближайших точек на побережье материковых и островных территорий, над которыми соответствующее государство осуществляет суверенитет. В Договоре 2010 г. вместо двух последних линий предложены координаты точек новой "линии разграничения морских пространств между Сторонами в Баренцевом мо­ ре и Северном Ледовитом океане" (статья 1 Договора). Для иллюстрации к Договору приложена карта-схема, на которой эта новая раз­ граничительная линия показана. Однако эта карта-схема не иллюстрирует положение новой линии в с р а в н е н и и с у п о м я н у т ы м и в ы ш е д р у г и м и р а з г р а н и ч и т е л ь н ы м и л и н и я м и - теми, которые стороны отстаивали до 2010 г. Такая общая схема - более репрезентатив­ ная - опубликована на сайте МИДа Норвегии (приложение 1 к настоящему правовому заключению). Из последней схемы видно, что, е с л и и с х о д и т ь и з р а в н о г о " ю р и д и ч е с к о г о в е с а " правовых позиций и Норвегии (равноотстоящая линия), и СССР/России (линия Поста­ новления 1926 г.), т о , п р и с а м о й о б щ е й о ц е н к е , д о с т и г н у т ы й п р о с т р а н с т в е н н ы й к о м ­ п р о м и с с - п р и м е р н о с б а л а н с и р о в а н . Следовательно, остается выяснить: A. Какова "юридическая значимость" (термин Международного Суда ООН) равно­ отстоящей линии, отстаиваемой Норвегией, на всем ее протяжении. Б. Какова "юридическая значимость" секторальной линии, отстаиваемой СССР/Вэссией, на всем ее протяжении. B. Правомерна ли для целей делимитации (разграничения на море) и оправдана ли с точки зрения баланса интересов Сторон Договора замена конкретных понятий - "кон­ тинентального шельфа", "исключительной экономической зоны" и т. д. - более общим понятием - "морских пространств". Необходимо также, с учетом предыдущей договорной практики разграничения на море, оценить, сбалансирована ли защита сложившихся и реализовывавшихся на про­ тяжении многих лет экономических прав населения прибрежных районов в " п е р е х о д н ы й " п е р и о д - между сложившимся правовым положением (до Договора 2010 г.) и новым, которое наступит после вступления этого Договора в силу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz