Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

Д.Е. Ж а л н и н МОРСКИЕ БЛИНДИРОВАННЫЕ ПОЕЗДА БЕЛОЙ СЕВЕРНОЙ АРМИИ Одним из символов Гражданской войны стали бронепоезда. Причиной тому послужило ведение боевых действий вдоль основных транспортных пу­ тей. Еще в большей степени это относилось к Северному фронту, представ­ лявшему собой ряд узких дефиле, одно из которых даже получило название «Железнодорожный фронт». В числе подразделений белого Северного фронта, сформированных из моряков Флотилии Северного Ледовитого океана, име­ лись и блиндированные поезда, сыгравшие значительную роль в боевых дей­ ствиях. Долгое время единственным источником сведений о северных морских бронепоездах оставалась книга Н.З. Кадесникова «Краткий очерк Белой борь­ бы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917— 1922 годах», выпущенная в Нью-Йорке в 1965 г. К сожалению, имеющиеся в этой книге неточности, повторенные в разнообразных публикациях, стали вос­ приниматься как неоспоримые факты1. Тем не менее само существование флотских подразделений в составе белой армии Севера и история создания бронепоездов разрушают ряд стереотипов, устоявшихся в советской историо­ графии. В середине января 1919 г. французское командование предложило рус­ скому морскому ведомству Северной области установить корабельное 6-дюймовое (калибром 152,5 мм) орудие на железнодорожную платформу для использования в качестве подвижной артиллерийской батареи. Но еще ранее по своей инициативе созданием проекта занялись флагманский артиллерий­ ский офицер штаба командующего Флотилией Северного Ледовитого океана капитан М.К. Герман и лейтенант Г.Н. Родионов. Работы велись по вечерам на квартире, которую снимал Герман. Это служило поводом для конфликтов с квартирной хозяйкой. В секретном рапорте Максимилиан Константинович просил командующего флотилией ходатайствовать перед генерал-губерна- тором «об обуздании гражданки Гром, мешающей службе и пособствующей большевикам, против которых и предназначаются паровозы с вышеупомяну­ той артиллерией»'. Несравненно большие проблемы пришлось решать, когда началась рабо­ 1 Например, командиры «Адмирала Колчака», капитан 2 ранга Рыбалтовский и старший лейтенант Олюнин, числятся капитанами 1 ранга К тому же Николай Алексеевич Олюнин не погиб в числе офицеров бронепоезда, а скончался в Финляндии в августе 1943 г.: Ка- десников Н.З. Краткий очерк Белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озе­ рах и реках России в 1917-1922 годах. - М., 1993. - С. 35; Мартиролог русской военно- морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг. / Ред. В.В. Лобыцын. - М.: Феодосия, 2 0 0 1 .- С . 168. 2 РГА ВМ Ф .-Ф . р-129. - Оп. 1 .- Д . 1 5 6 .-Л .9 . 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz