Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

та по реализации проекта. Вопреки распространенному в советской литературе мифу о «неограниченной помощи интервентов», постройка морского бронепо­ езда является весьма характерным примером обратного. Уже само обращение французов вряд ли можно истолковать иначе, чем решение русских проблем за русский же счет. Инициативе и поистине титаническим усилиям небольшой группы морских офицеров противостояли не только технические проблемы, но и равнодушие, а иногда и открытое противодействие союзников. Для осуществления проекта понадобились железнодорожные платфор­ мы, орудия, боеприпасы, броневые листы и, разуметься, производственные мощности. Прежде всего, командование флотилии провело ревизию артилле­ рийского имущества. 6-дюймовые морские орудия находились в Кольском за­ ливе: 4 пушки стояли на береговых батареях и 8 - в спаренных башенных ус­ тановках на линейном корабле «Чесма». 4-орудийная батарея располагалась и на о. М удью г1. Кроме этого, на всей огромной территории Северной области имелась 1 130-мм пушка, весь боезапас которой был израсходован в боях на Северной Двине, и 8 120-мм, но последние, как и орудия меньшего калибра, не представляли интереса для данного начинания2. Из всего этого «богатого» ар­ сенала можно было рассчитывать только на 4 6-дюймовки Мудьюга, располо­ женного недалеко от Архангельска. В то же время тыл VI и VII красных армий располагал производственным потенциалом Петрограда и центрального про­ мышленного района, ресурсами Балтийского флота, где еще к началу 1917 г. только 6-дюймовых пушек Канэ (далеко не самых мощных из имеемых) было 170 штук3. 26 января 1919 г. для съемки орудий на о. Мудьюг были командированы такелажники с талями и домкратами, снабженные провизией на неделю4. 30 ян­ варя старшему лейтенанту Ю.Ю. Рыбалтовскому и лейтенанту Г.Н. Родионову «за быстрое и успешное выполнение тяжелого секретного поручения », на­ чальнику всех формируемых команд на берегу капитану 2 ранга Б.П. Казми- чеву « за назначение в распоряжение вышеназванных обер-офицеров хороших матросов », а также самим матросам и особо - артиллерийскому специалисту Архангельского военного порта А.С. Мусинскому командующий Флотилией Северного Ледовитого океана объявил благодарность в приказе3. Наблюдение за постройкой блиндированного поезда было возложено на флагманского артиллериста штаба командующего флотилией капитана (вскоре получившего флотский чин старшего лейтенанта) М.К. Германа и помощника по технической части командира Архангельского военного порта корабельно­ 1 Здесь же находилась и вторая 4-орудийная батарея, но установленные на ней ггушки об­ разца 1877 г. на станках Дурляхера являлись откровенным анахронизмом, что, впрочем, не помешало позднее использовать их на берегу Северной Двины J РГА ВМФ. - Ф. р-129. - Оп. 1 .- Д . 156.- Л . 11, 11об. J Широкорад А.Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922 гг - М 1997 - С. 17. 4 РГА ВМФ. - Ф. р-129. - Оп. 1 .- Д . 156. - Л. 10. 5 Там же. - Д. 11. - Л. 20, 20об. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz