Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

фицированных кадров.66 Фактором, решившим судьбу корабельной Солом- балы, стало обмеление дельты Северной Двины.67 Указом от 5 марта 1862 г. адмиралтейство и военный порт в Архангельске были упразднены. Однако ликвидация Архангельского адмиралтейства не означала отказа от планов использования Русского Севера в военно-морских целях. Задача восстановления военного присутствия в русских северных водах становилась актуальной в связи с начавшимся с 70-х гг. XIX в. экономическим подъемом Архангельской губернии. Особенностью этого этапа военно-морского строи­ тельства стала принципиально новая идеологическая основа. Теперь Север­ ный морской театр рассматривался как возможное место базирования эскад­ ры кораблей, предназначенной для действий в Мировом океане. Но Белое море с ограниченным периодом навигации и уязвимым для блокадных дей­ ствий противника выходом через Горло не отвечало поставленным задачам. Лишенный этих недостатков Мурман оставался практически неосвоенным. Складывание предпосылок создания ВМС на Севере проявилось в формировании определенного общественного мнения. Свидетельством тому стали многочисленные проекты и дискуссионные статьи, предлагавшие раз- 68 личные пути организации базирования здесь военного флота, причём боль­ шинство из них связывало реализацию данной идеи с освоением Мурмана. Примером наиболее радикальных предложений являлись многочисленные публикации А.Е. Конкевича69. Один из его проектов предусматривал строи­ 24 66 В связи с этим, при постройке пароходофрегатов в Архангельске сооружались только деревянные корпуса с парусным вооружением, а паровые машины и артиллерию на них устанавливали только после перехода на Балтику (Головин Ю.И. Первый винтовой фре­ гат специальной постройки «Палкан». // Судостроение 1995, № 1, - С. 51). 67 В результате корабли, построенные в Соломбале приходилось максимально облегчать и выводить на глубину к о. Мудьюг с помощью буксиров и понтонов. Неприятный резо­ нанс получило сильное повреждение при удара о мель пароходофрегата «Пересвет» во время торжественного спуска в июне 1860 г. (Головин Ю.И. 51-пушечный парусно­ винтовой фрегат «Пересвет». // Судостроение 1997, № 3. - С. 67-71). 68Подробнее см.: Романов Б.С. Причалы мужества. - Мурманск, 1977. - С. 7-14. 69 Очерки А.Е.Конкевича создавались на основе глубокого изучения проблем края. Он участвовал в поездке С.Ю.Витте для изучения возможности устройства порта на Мур- мане, работал в министерствах финансов, торговли и промышленности. А 23 января

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz