Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

пути, связывающему атлантические и тихоокеанские коммуникации. На про­ тяжении всего периода освоения этого региона, его роль в системе ВМФ из­ менялась, причём с течением времени на первый план выдвигались разные из перечисленных аспектов. С момента создания российского регулярного ВМФ ясно выделилась роль Русского Севера как важнейшей кораблестроительной базы. С 1694 по 1861 г. на Архангельских верфях было построено более 450 кораблей раз­ личных классов (в полтора раза больше, чем за тот же период в Петербур- 63 ге ), предназначавшихся для действий в составе Балтийского и Черномор­ ского флотов. Сопутствующей задачей ВМС на Севере являлось обеспечение перехода судов на другие морские театры. Все это время местная оборона ог­ раничивалась устройством береговых батарей и строительством канонерских лодок небольшой Беломорской флотилии для действий в дельте Северной Двины.64 Малочисленность боевых сил объяснялась отсутствием реального противника и возможностью в случае его появления быстрого формирования морской обороны силами Архангельского адмиралтейства. Разумеется, такая структура не подразумевала создания разветвленной системы базирования. Закат северного военного кораблестроения в середине XIX века был предопределен самой природой военно-морской мощи, зависящей от уровня 65 развития государства во всех его проявлениях. С началом строительства па­ рового броненосного флота разрыв между возросшими потребностями судо­ строительной промышленности и возможностями экономики Архангельской губернии все более возрастал. Требовалась высочайшая степень кооперации различных отраслей производства, развитая инфраструктура, ресурс квали­ 62 Лидирующее место Архангельского адмиралтейства среди судостроительных предпри­ ятий России убедительно доказывается в работе В.А. Пальмина (Пальмин В.А. История военно-морского кораблестроения на Русском Севере в 1693-1862 гг. / Дисс. канд. ист. наук. - Архангельск, 2000). 63 Подсчитано по: Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов 1668-1860 гг. - СПб., 1872. 64 Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский Императорский флот 1696— 1917.-М., 1993.-С . 31. 65Горшков С.Г. Морская мощь государства. - С. 13. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz