Жалнин, Д. Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере / Д. Е. Жалнин // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.20-26.

тия благосостояния Мурманского края 26 января 1918 г. и поддержанный Народной коллегией Мурманского района1. В нем оживление Мурманс­ кого побережья и всего края связывалось с вопросами судостроения. Предлагалось открыть коммерческий завод («свободный от чиновничь­ ей организации, приносящей государству лишь убыток») напротив Анны- карги, немного ниже Мурманска по заливу. Причем наряду с выполнени­ ем военных заказов главная роль отводилась постройке малых рыболов­ ных судов, что позволило бы решить продовольственную проблему края. Строительство морских коммерческих судов в условиях послевоенного дефицита грузового тоннажа (в связи с этим в Англии было запрещено законом в течение 5 лет продавать за границу коммерческие суда) позво­ лило бы не только создать в России мощный торговый флот, но и сберечь Мурманский порт в качестве важнейшей внешнеторговой коммуникации. К сожалению, в Генеральном морском штабе идея комплексного ре­ шения проблем послевоенного развития Мурманского края была похо­ ронена узковедомственным подходом — эксперты морского ведомства не сочли нужным утруждать себя задачами, не связанными напрямую с вопросами военного характера. Другой причиной отказа стала конкурен­ ция Балтийского судостроительного завода, в то время изучавшего воз­ можность открытия своего филиала в Архангельске. В отзыве на доклад Блажеевского нашла отражение недальновидность чиновников от мор­ ского ведомства «МГШ полагает, что со временем, когда в районе Мур­ манского побережья будет создана оперативная база, там же может быть открыто и отделение казенного судостроительного завода, однако следу­ ет иметь в виду вряд ли такая база будет расположена именно в Кольском заливе»2. Одним из проявлений системности является нарушение равновесно­ го состояния системы при изменении одного из его элементов. Именно такие изменения стали причиной некоторых негативных тенденций, со­ провождавших процесс реформирования Вооруженных Сил в 90-х гг. XX в. В частности, сокращение ряда флотских структур не привело к их ожидаемому замещению структурами гражданскими. Игнорирование си­ стемного фактора привело к возникновению лакун в единой структуре, какую представляет собой Русский Север. Пример тому — военные гар­ низоны, некогда созданные на местах старых промысловых поселений. Их поспешная ликвидация не привела к восстановлению рыболовецких 1РГА ВМФ. - Ф. р-130,-On. 1. - Д. 36. -Л. 535-538. 2Там же. - Л. 533. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz