Жалнин, Д. Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере / Д. Е. Жалнин // III Ушаковские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т, Гос. арх. Мурм. обл., Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка [и др.]. - Мурманск, 2006. - С.20-26.

повлиявшее на структуру и численность флота, сопоставимо по времени с основными этапами развития края, в частности с изменением админи­ стративно-территориальной структуры. Первоначально местом временной стоянки кораблей Северной воен­ ной флотилии стал один из причалов Мурманского торгового порта. Это было вызвано неготовностью системы базирования. Возрождение ста­ рого Александровска, получившего новое имя — Полярный, было связа­ но со строительством здесь военно-морской базы, что в свою очередь стало основанием для перевода в 1934 г. центра Полярнинского района в Мурманск1. Одновременно в Полярный перешли корабли Северной во­ енной флотилии. 11 мая 1937 г. Северная военная флотилия была преобразована в Се­ верный флот, а в следующем году из состава Ленинградской области выделяется самостоятельная Мурманская область. Уместно отметить, что первые секретари Мурманского обкома партии неизменно являлись чле­ нами Военного Совета Северного флота. После окончания Второй мировой войны военно-морское присут­ ствие на Севере приобрело стратегический характер, но возрастающая степень кооперации структур делала взаимосвязи все более органичны­ ми и незаметными для большинства жителей Мурманска. Выявить устойчивые связи системы позволяет рассмотрение пере­ ходных периодов, во время которых процессы реструктурирования вле­ кут за собой появление многочисленных проблем, более отчетливо про­ являются особенности взаимодействия отдельных элементов системы, между которыми нарушается равновесие. Одним из таких периодов стало время окончания боевых действий на Северном морском театре в годы Первой мировой войны. С 17 декаб­ ря 1917 г. грузовые операции в северных русских портах были приоста­ новлены. Союзники выжидали, чем закончится объявленное 4 декабря перемирие между Россией и Германией2. В это время остро встал вопрос о дальнейшем существовании системы, всецело ориентированной на ре­ шение задач военного времени. Наиболее перспективными представлялись предложения, предус­ матривавшие комплексный путь преобразований. Примером тому служит проект корабельного инженера Кольской базы штабс-капитана B.C. Бла- жеевского, представленный им в комиссии по мероприятиям для подня­ 1Административно-территориальное деление Мурманской области ( 1920 1993 гг.): Спра­ вочник. - Мурманск, 1995. - С. 61. 2 ГАМО. - Ф. 134-И. - Оп. І . - Д . 2 3 .- Л . 262. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz