Жалнин, Д. Е. Транспортировка английских подводных лодок через Архангельск на Балтику в 1916 г. / Д. Е. Жалнин // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 60-65.

ший габарит допускаемых упаковок на железной дороге, 3) наибольшую гру­ зоподъёмность платформ могущих быть предоставленными через два месяца и 4) сведения об опасностях пути, определяющих выбор типа упаковки1. Та­ ким образом, первоначально англичане предполагали перевезти лодки в ра­ зобранном виде по железной дороге. Для изучения на месте вопросов, связанных с организацией транспор­ тировки лодок, на Север был командирован адъютант морского министра по Управлению Беломорским и Мурманским районами капитан 1 ранга М.С.Рощаковский2. Не будет преувеличением отнести успех всей операции к личным качествам этого незаурядного офицера, имевшего большой опыт ис­ полнения чрезвычайных поручений. Михаил Сергеевич приобрёл известность ещё в годы Русско-японской войны, его имя стояло в ряду героев Порт-Артура и Цусимы.3 Но после окончания войны отсутствие перспектив заставило Ро- щаковского подобно многим офицерам оставить службу. В 1914 г. он вернулся на флот в чине лейтенанта. Перерыв в служебной карьере был вскоре пре­ одолён: в конце 1914 г. Михаил Сергеевич был произведён в старшие лейте­ нанты, в следующем году стал капитаном 2-го, а уже в апреле 1916 г. - 1 ран­ га, причём все три чина были получены «за отличия в службе».4 Инициатива и распорядительность Рощаковского проявились в выпол­ нении особых поручений на Севере: в 1915 г. он стал создателем и первым начальником Службы связи Белого моря, а зимой 1915-1916 гг. организовал доставку военных грузов из Кольского залива, где скопились, остановленные льдами, союзные суда, направлявшиеся в Архангельск. Перевозки по мар­ шруту будущей Мурманской железной дороги осуществлялись необычным спо­ собом - на оленьих упряжках, для чего было привлечено местное население5. В течение июня 1916 г. капитан 1 ранга Рощаковский обследовал же­ лезнодорожный путь от Котласа до Петрограда и ознакомился с докладом, присланным ему командиром подводной лодки «Дельфин» о транспортировке её из Владивостока в Архангельск. Оказалось, что железная дорога позволя­ ла провезти груз массой 150-160 т. В то же время морской агент сообщал из Англии, что после снятия всех механизмов лодки удалось облегчить только до 223 т. В связи с этим Рощаковский приступил к изучению водного пути.6 Водный маршрут уже использовался для транспортировки подводных лодок: в августе 1915 г. субмарины №1 и №2, доставленные по железной до­ роге из Петрограда в Вологду продолжили свой путь в Архангельск по Сухоне и Северной Двине7, а в июне 1916 - от Котласа по Северной Двине (также на барже) перевезли «Дельфин»8. Но теперь по воде предстояло пройти весь 1РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371, Л. 1 2РГАВМФ, Ф. 418, Оп. 1, Д. 5123, Л. 49. 3См.: Дискант Ю.В. Порт-Артур, 1904. - М., 2002. - С. 115, 209-210: Грибовский В.Ю., Черников И.И. Броненосец «Адмирал Ушаков». - СПб., 1996. - С. 218. 4 Список личного состава судов флота, строевых и административно-хозяйственных учреждений Морского ведомства. - Птг., 1915 - С. 229 5РГАВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 170. * РГА ВМФ, Ф. 1529, Оп. 2, Д. 371, Л. 3, 5. Андриенко В, Г. Малые подводные лодки Холланда типа «27-В» // Судостроение, - N8 1 ,1991 - С. 76. 8Рассол И.Р. Подводная лодка «Дельфин». - СПб., 2000. - С. 45. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz