Возница, В. М. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта : поурочные разработки по географии Мурманской области : 8-й класс : методическое пособие / В. М. Возница ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2004. - 154 с.

ПОЧВЫ. ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Цели и задачи: 1. Развивать знания о почве. 2. Показать особенности почвообразовательного процесса в природных условиях нашей области 3. Обучать умению применять знания по ботанике и зоологии для объяснения развития почв 4. Изучить свойства главнейших типов почв на территории Мурманской области, научить устанавливать взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью. 5. Развивать знания о необходимости мелиорации, ее видах. 6. Воспитывать чувство бережного отношения к почвам родно­ го края. Оборудование: физическая карта Мурманской области, поч­ венная карта атласа, разрезы (иллюстрации) разных типов почв. Ход занятия 1. Актуализация опорных знаний. - Что такое почва? - Из каких частей она состоит? - Назовите главное свойство почвы? - От чего зависит плодородие почвы? - Какие факторы почвообразования вы можете назвать? 2. Изучение нового материала. Рассмотрим влияние этих факторов на процесс образования почв в нашей области. (По мере объяснения учителем материала постепенно запол­ няется схема на доске, а ученики заполняют таблицу на стр. 23 в рабочей тетради). • Возраст территории. Процесс почвообразования очень длителен, поэтому на характер почвенного покрова этот фактор оказывает большое влияние. Почвы нашей области образовались после отступления ледника, а это произошло около 9 тыс. лет на­ зад, поэтому почвы в нашем регионе молодые, имеют небольшую мощность, часто бесструктурные. • Рельеф, материнская порода. Рельеф может и благоприят­ ствовать, и не благоприятствовать образованию почв: на крутых скло­ нах разрушенный материал горных пород не удерживается и смеща­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz