Ушаков, И. Ф. Ловозеро : [село Ловозерского района] / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 191, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

В 1893 году за организацию школы в Ловозере взялся Архан­ гельский комитет православного миссионерского общества. На должность учителя прислали Ивана Яковлевича Иванова, окон­ чившего один класс духовной семинарии, назначив ему 20 рублей месячного жалованья. Комитет выделил на содержание школы и устройство при ней общежития для учащихся 130 рублей 40 ко­ пеек, назначил 10 рублей в месяц законоучителю — Н. Н. Шм ак о ­ ву. Занятия начались 7 декабря 1893 года. Посещали школу 13 мальчиков и 6 девочек. Миссионерский комитет снабдил ловозерскую школу учебны­ ми пособиями и письменными принадлежностями, в сентябре 1894 года прислал в Колу 100 экземпляров Евангелия от Матфея на лопарском языке, а в 1895 году издал в Архангельске «Азбуку для лопарей», выдержанную в религиозно-монархическом духе. Школа помещалась в тесной саамской тупе, имела убогое оборудование. Среди учащихся насчитывалось лишь 6 саамских мальчиков. В 1896 году все школьное имущество сгорело. Тогда жители, по инициативе и при финансовой помощи ижемцев, созда­ ли школу грамоты, наняли з а 50 рублей псаломщика, который в зимнее время, менее четырех месяцев в году, обучал детей всем предметам. 11 февраля 1898 года начались занятия в школе, по­ строенной И. Н. Терентьевым. Новое здание состояло из трех комнат и сеней, служивших раздевалкой. В одной из комнат ноче­ вали учащиеся из других погостов. На кухне дети получали пищу. Должность учительницы з аняла прибывшая из Архангельска Е. Д. Догадкина — выпускница мариинской женской гимназии. Она отдавала много сил обучению детей коми, саамов и ненцев: старалась выработать понимание русской речи и умение объяс­ няться по-русски, прививала интерес к учебе, проводила вечерние занятия по русскому языку и арифметике. Учение длилось с нояб­ ря до апреля, а потом дети уезжали в тундру вместе с родителями. Состав учащихся был следующим: в 1900 году посещали школу 12 мальчиков и 8 девочек ( к оми— 15, ненцев — 3, русских— 1, с а а м о в— 1); в 1902 году — 21 мальчик и 7 девочек (коми — 25, саамов — 3). Всероссийская перепись населения 1897 года показала значи­ тельно повысившийся уровень грамотности жителей Кольского уезда. В 1869 году грамотность поморов (без детей дошкольного возраста) не достигала и 10 процентов. В 1897 году она составля­ ла 36 процентов; грамотных саамов, то есть умеющих читать и писать по-русски, насчитывалось в возрасте 10 лет и старше 7,1 процента; из 66 коми мужского пола грамотных было 19 чело­ век, из 51 коми женского пола — 6 человек. Полукочевая тундровая жизнь не способствовала закреплению грамотности, да и сфера применения ее была неширока. Некото­ 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz