Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

до сих пор, кебуны превратились в каменья, а жертва их в прах...» (запись Д. Н. Островского). Народная память хранила массу легенд и поверий о черте («сейте»). Александр Ященко, целое лето 1887 года общав­ шийся с лопарями, жившими на Имандре, рассказывает: «Каждый камень, каждая скала, особенно причудливой формы... или фигуры человека, могут претендовать в глазах суеверного лопаря на обитель сейта... На Выдозеро никто не соглашался нас проводить из опасения навлечь на себя гнев великого духа... Погода не позволяла нам съехать с Чертова острова в Белой губе. Лопари объясняли это противодейст­ вием сейта... В одном месте на берегу Чертова озера... по рассказам лопарей, стоит каменная фигура сейта. Приезжаю­ щие ловить рыбу подносят перед ловлей сейту табак... Некоторые лопари, по мнению их соотечественников, зна­ комы с сейтом и ведут с ним дружбу. Такой лопарь может испортить человека и даже накликать ему скорую смерть». Поверья о черте распространены были и среди русского населения. Возле Колы, например, небольшое, но глубокое озерцо носило название Чертова ламбина. Жители уверяли, что в нем обитал черт, который хватал купавшихся за ноги и топил в пучине. У деревни Кандалакши Чертовым назывался подводный камень. Во время Крымской войны, 6 июля 1855 года, он изрядно навредил англичанам. «У неприятеля, — говорится в донесении местных властей, — нашими крестьянами... убито 4 человека, когда один из баркасов при вторичной попытке сделать высадку попал на так называемый Чертов камень, в 50 саженях от берега находящийся». Нечистой силы побаивались. Говорили: «Бога чти, а черта не гневи». 8. ЗЛОДЕЯНИЕ В ПЕЧЕНГЕ 30 ноября 1589 года Печенгский монастырь подвергся нападению шведов. Это событие отразилось в ряде легенд, одну из которых записал на Мурмане в 1894 году журналист Евгений Кочетов. Монахи в обители отмечали день памяти апостола Анд­ рея Первозванного (в легенде — Рождество Христово). 348

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz