Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

видневшуюся поблизости «скалу», чтобы продолжить плава­ ние. Истома попрекнул морехода за пустое суеверие. Через несколько дней подул попутный ветер, и тогда кормщик признался, что ночью он тайно взобрался на утес и насыпал на камень овсяной муки, смешанной с маслом. В 1557 году английский путешественник и карто ­ граф Антоний Дженкинсон записал в своем судовом журнале: «7 июля прибыли к мысу, называемому Святой Нос... у этого мыса лежит большой камень, которому проходящие лодьи обыкновенно приносят в жертву масло, муку и другие при­ пасы, полагая, что в случае отказа в этом приношении лодьи и другие суда должны погибнуть, что часто и случалось». Происходило это потому, что у Святого Носа сталкивались встречные течения вод, и если суда попадали в сильную струю, их могло бросить на камень, называвшийся Воронухо. Старинное поверье, будто в скалах Мурмана укрывается злокозненный дух, передавалось из поколения в поколение. В конце XIX века морской офицер Николай Максимов, удивленный обилием крестов в таких местах, где они не могли служить навигационными знаками, спросил поморов, зачем они поставлены. Последовал предельно ясный ответ: «Старики выгоняли этими крестами злых духов со скал». По народным представлениям, в мире шло противобор­ ство злых и добрых сил. Злого духа олицетворял дьявол (иначе — сатана), по-простонародному — черт (иначе — «нечистая сила»); у лопарей — сейт (хозяин местности). Вещественным носителем божественной силы выступал христианский крест. С его помощью предотвращали козни язычников. Возле Кандалакши находится каменный лабиринт — сооружение дохристианской эпохи. Местные крестьяне счи­ тали, что в нем обитает дух, которого не следует тревожить, а чтобы он не навредил им, жители поставили по сторонам древней кладки кресты. Одна из легенд о святом Трифоне гласит: лопари, пред­ водительствуемые кебунами (языческими жрецами) собра­ лись на утес, называемый Акко — «бабушка», для прине­ сения жертвы и обильного обеда в честь бога Адья; узнав об этом, Трифон тотчас отправился на языческий праздник. Воспылав гневом, он «поднял руки к идолу», совершил крестное знамение «и крест запечатлелся на скале и виден 347

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz