Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

Рассказ об избавлении мурманских промышленников от сборщика дани Аники, несомненно, вымысел. Но в легенде отразились некоторые исторические реалии. В 1582 году в Колу явился из Москвы первый воевода А. И. Палицын и, по свидетельству купца Салингена, «стал собирать со всего десятину» в государеву казну. В писцовой книге 1608 года отмечается: «А емлют ту десятую большую рыбу треску и палтус кольские таможенные целовальники» -— служилые люди, дававшие клятву (целовали крест) не присваивать государевых доходов. Местом взимания промысловой десятины и торговых пошлин на море служила таможенная застава на Аникиевом острове. Туда ежегодно посылали из Колы на корабле отряд стрельцов, возглавляемый пятидесятником или сотником. Капитаны иностранных судов, посещая Аникиев остров для уплаты сборов, оставляли на плоской скале резные записи о своем пребывании на острове. Так составилась известная «каменная летопись» — своеобразный исторический доку­ мент, свидетельствующий о существовании торговых связей промыслового Мурмана с западноевропейскими мореплава­ телями в стародавние времена. Популярная тема избавления от зла присутствует и в ле­ гендах об Авраамии (Варлааме) Керетском, который заклял червей, прогрызавших днища судов, а также изгнал с Авра­ мовой скалы черта, заграждавшего выход из Колы в Ледо­ витый океан. 5. ГИБЕЛЬ ОБИТЕЛИ Василий Немирович-Данченко во время пребывания в Кандалакше в 1873 году записал предание о разорении местного монастыря: «Богатая была обитель, — рассказывал крестьянин. — Братии больше трехсот человек считалось. Богачества — нивесть сколько. Счету в них монахи не знали. Что утвари этой, что злата, камения самоцветного, и не пе­ речесть. Скота, угодий — ну, как ноне Соловки. Стояла, это, обитель, стояла, и вдруг прошел слух, что швед идет на нее. Иноки сей час скот угнали в горы, сокровища свои все за­ рыли, колокола бросили в реку и завалили их каменьями... Потом стали молиться Богу. Ждать-пождать. Приходит враг. 342

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz