Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 2. Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 368, [1] с. : ил., портр.

о поединке печенгского монаха Амвросия с угнетателем трудового люда Мурмана могучим Аникой. Каждый год летом, гласит легенда, неизвестно откуда, он приходил с большим кораблем на промыслы и брал с ловцов десятую часть пойманной ими рыбы, а промышляло около острова, где останавливался Аника, более сотни судов, и никто не смел возразить ему. Похваляясь силой, Аника в каждый приезд вызывал желающих на единоборство — хоть с оружием, хоть без него, обещая в случае победы над ним освободить всех рыбаков от дани. Много лет желающих помериться силами с Аникой не находилось. Но однажды в Печенгском монастыре появился молодой служка (по другому варианту — уже принявший пострижение монах), работавший на рыбном промысле на- живочником (это был младший член промысловой артели). Внешне монах почти ничем не выделялся среди промыш­ ленников и когда он вызвался на схватку с Аникой, тот лишь посмеялся, рассчитывая легко победить противника. Моло­ дой рыбак во время боя держался стойко и сражался отваж­ но. В ходе поединка с головы монаха спала шапка, по плечам рассыпались длинные волосы, вид его вызвал ужас у Аники. В момент растерянности рыбак приподнял Анику и так бро­ сил его на землю, что великан испустил дух. Весть об убиении притеснителя поморов быстро разле­ телась по всему Северу, и люди стали безбоязненно ходить на промыслы к полуострову Рыбачьему. Остров, где собирал дань Аника, получил название Аникиев. В подтверждение истинности победы простого рыбака над разбойником ука­ зывали на каменную кладку на острове, которая называлась «Аникиевой могилой». Возникает вопрос — откуда появилось имя Аника. Ведь близ Цып-Наволока существовало крупное станови­ ще Аникиево, есть речка Аникиевка. Происхождение этих названий связывают с промысловой и торговой деятель­ ностью Аники Строганова. Само имя «Аника» по-гречески означает «непобедимый» («аникитос») и фигурирует в на­ родных сказаниях и духовных стихах (Аника-воин) как образ хвастуна, гордящегося своей силой, но терпящего поражение в схватке. В устном творчестве имя реального Аники (Строганова) слилось с именем фольклорного пер­ сонажа (Аники-воина). 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz