Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 1. Кольская земля / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1997. - 646, [1] с. : ил., портр.

востокский порт находился слишком далеко от театра воен­ ных действий, а Архангельский порт — самый удобный для связи с союзниками — функционировал лишь 7 месяцев в году и не мог принять такого огромного количества грузов. Но даже если бы архангельским портовикам и удалось принять все поступающие из-за границы грузы, нужно было еще без задержки переправить их истекающим кровью русским армиям, а пропускная способность Архангельско- Вологодской железной дороги не позволяла этого сделать. В первые месяцы войны в Архангельском порту в не­ скольких местах углубили дно и увеличили число причалов с 7 до 50. С осени 1914 года железная дорога Архангельск— Вологда стала перешиваться на широкую, общероссийскую колею. Но все это не решало проблемы. В октябре 1914 года ведомство путей сообщения пришло к мысли о необходимости «безотлагательного сооружения» железной дороги к одному из пунктов на Карельском побе­ режье Белого моря, где можно было бы принимать часть грузов, идущих из-за границы. Совет министров с согласия царя выделил необходимые средства на изыскательские ра­ боты для определения трассы будущей железной дороги. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о сооружении железной дороги от Петрозаводска до Сороки. Одновременно царю была подана записка, обосновывающая необходимость продления дороги до незамерзающего Барен­ цева моря. 30 декабря 1914 года совет министров признал вопрос о строительстве железной дороги на Мурман «заслу­ живающим самого серьезного внимания». 1 января 1915 года Николай II, утверждая ассигнования средств на строитель­ ство железной дороги Петрозаводск—Сорока, на представ­ лении совета министров сделал следующую приписку: «Считаю безусловно необходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья». Таким образом, идея постройки железной дороги на Мурман получила «высочайшее» одобрение. 1 0 февраля 1915 года состоялось решение совета мини­ стров о выделении первого кредита на строительство Мур­ манской железной дороги. Было создано управление, которому поручалось осуществление всех практических мер, связанных с сооружением железной дороги Петрозаводск— 551

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz