Ушаков, И. Ф. Историческое краеведение : Мурманская область : (досоветский период) / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 87, [1] с. : ил.

корнем в названиях многих озер, гор, островов, заливов, рек. Например, Сейдъявр — озеро в Ловозерской тундре. Пассйок (по-русски Паз-река) означает «Священная река». Рестикент близ Падуна на реке Туломе — «Крестовое зимовье» («кент» — покинутое жилье). Чахкливыд — гора на водоразделе рек Ту- ломы и Колы, названа по имени подземных духов — гномов «чахкли», которые, согласно поверыо саамов, обитали в этом месте. Многие саамские названия у русского населения подверг­ лись, изменению, одни — целиком, в виде точного перевода (например, Аккьявр — Бабье озеро), другие — наполовину (Умбъявр — Умбозеро), третьи — только русифицированы (Ку- зонима — Кузомень), четвертые — трансформированы (Крип- паканда — Африканда). Трансформации (переосмыслению) подверглись и некоторые старинные русские названия, например Китовка. В свое время у побережья Мурмана водилось множество китов. Ежегодно в юго-западную оконечность Мотовского залива «морские вол­ ки» (косатки) загоняли китов. Некоторые из них, ища спасения, выбрасывались на берег. Поэтому губа и впадающая в нее река назывались Китовками. В конце XIX в., когда здесь обосновались «колонисты», ки­ ты уже исчезли — их повыбили норвежские и русские промыш­ ленники. Поселенцы стали называть реку и «колонию» по-спос- му — Титовка. На транспортное значение указывают такие названия, как становища и губы Корабельные и Лодейные (их несколько — возле Цып-Наволока на полуострове Рыбачьем, у острова Киль- дин, у Териберки и др.), губа Волоковая, «волок Мотка 15 верст» (Книга Большому чертежу, 1627 г.). Очень много названий — и русских и саамских, характери ­ зующих природные условия местности (рельеф, воды, почвы, растительность и т. д.): гора Горелая, губа Песчаная, Белое мо­ ре, мыс Сосновый, Ягельный бор; Монче-тундра — Красивая тундра, Кукисвумчорр — Горный хребет у Длинной долины и т. п. 5. УСТНОЕ Н А Р О Д Н О Е ТВОРЧЕСТВО При изучении истории родного края нельзя игнорировать и такой источник, как устные народные произведения — стари­ ны, предания, песни, сказки, пословицы, частушки и т. п. Исключительно богатым фольклором обладало населенно Терского берега. Здесь веками существовал культ уважения 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz