Ткаченко, И. Л. Образовательный ресурс детей-инвалидов / Г. В. Жигунова, И. Л. Ткаченко // Европейский Север и северяне: опыт и перспективы социологического исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2014. - С. 67-71.

В рамках реализации направления «Дистанционное образование де- тей-инвалидов» национального проекта «Образование» за период с 2009 по 2012 г. в Ресурсном центре дистанционного образования детей-инвалидов обучалось 130 детей-инвалидов1. В 2013 г. нами было проведено социологическое эмпирическое ис­ следование при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Мурманской области («Ресурсный потенциал лиц с юве­ нальной инвалидностью и возможности его реализации в Мурманской об­ ласти», проект № 13-13-51001) с целью выявления ресурсного потенциала детей со стойкими нарушениями здоровья и возможностей его применения в регионе. В качестве метода исследования использовалось полуформали- зованное интервью. В ходе исследования было опрошено 111 человек в возрасте от 8 до 18 л е т - 51,4% (57 чел.) мужского пола и 48,6% (54 чел.) - женского. Из них в специальных коррекционных образовательных учреждениях обучались 72 чел. (64,9%), в массовых средних образовательных школах - 39 чел. (35,1%) В процессе интервью были выявлены также личностный ресурсный потенциал в различных сферах деятельности, степень интеграции и жиз­ ненные ориентации детей. В рамках данной статьи остановимся подробнее на образовательном ресурсном потенциале. Как показало интервью, основная часть опрошенных детей положи­ тельно относится к обучению. Нравится и скорее нравится учиться наи­ большему числу опрошенных ребят - 70,3% и 15,3% соответственно. Не нравится и скорее не нравится - 2,7% и 6,3% респондентов, 5,4% затруд­ нились ответить на вопрос. Школьникам легче всего обучаться по физической культуре (16,2%), математике (13,5%), чтению (13,5%), письму (12,6%), музыке (10,8%), «гуманитарным» (не показано, каким именно) предметам (9,0%), трудово­ му обучению (9,0%), рисованию (изобразительному искусству) (9,0%), русскому языку (7,2%), истории (5,4%). Наиболее трудно ученикам обучаться по математике (26,1%), чтению (9,9%), физической культуре (9,9%), русскому языку (9,0%), письму (8,1%), физике (5,4%), химии (5,4%), труду (4,5%). Как мы видим, наибольшие трудности вызывают математика, а такие предметы, как физика, химия, труд, не вошли в число легких. Трудности по трудовому обучению связаны у некоторых детей с недостаточной коор­ динацией движений, неразвитой моторикой рук, неустойчивой психикой. Информационно-аналитические материалы о положении детей и семей, имеющих де­ тей, в Мурманской области в 2012 году. - С, 37-38 //Министерствотруда и социально­ го развития Мурманской области: сайт. URL: http://minsoc.gov-murrnan.ru/results/Fakt/ fact.html (дата обращения: 26.08.2013). 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz