Терещенко, Е. Ю. Значение портовых городов в формировании морской культуры Европейского Севера // Чарнолуские чтения : материалы межвузовской научно-практической конференции, 24-26 марта 2008 года / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Ч. 1. – С. 76-80.

ЕЛО.Терещенко ЗНАЧЕНИЕ ПОРТОВЫХ ГОРОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА В представленной статье анализируются социокультурные факторы развития портовых городов Европейского севера и их значение в формировании морской культуры. Большое значение для изучения города как социокультурного феномена имеют труды М.Вебера, М.Кагана, С.Пирогова и А.Высоковского [1, 2, 4, 5]. Европейский Север — особая историко-культурная область России. А.Н.Давыдов и Н.М.Теребихин в статье «Порт и корабль: семантика северорусской морской культуры» отмечают, что «порт представляет собой особый «механизм», предназначенный для. посредничества, контакта культур. Его маргинальное положение отразилось в сопоставлении порта с такими пограничными атрибутами дома, как «окно», «дверь». Маргинальность морской культуры обуславливает её открытость, распахнутость, интерэтничность» [3, с. 188]. Особенности географического положения России, большая протяженность береговой линии, незамерзаемость многих портов (Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград) являются важными факторами для развития морских портовых городов. Возникновение морского порта почти всегда вызывало появление нового города. Например, города Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск были основаны именно как портовые города, ставшие в последствии центрами экономического и культурного развития Северо- Западного региона. Морской портовый город имеет важное значение для развития страны. Все экономические связи России с дальним зарубежьем, а также перевозки в труднодоступные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока осуществляются морем. Морской транспорт обладает важным преимуществом: при перевозке грузов тратится значительно • меньше топлива, чем для других видов транспорта. Необходимо отметить, что морскими называются все порты, способные принимать морские суда, но располагаются они не обязательно на берегу моря. К примеру, морской порт Архангельск имеет подходной канал по реке Северной Двине протяженностью 76 км. Морской порт Мурманск расположен на берегу Кольского залива. Морские порты можно классифицировать по назначению (торговые, промышленные, промысловые), по видам перерабатываемых грузов (лесные, угольные, рудные, специальные), по месту расположения и по. ряду других признаков. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz