Терещенко, Е. Ю. Значение портовых городов в формировании морской культуры Европейского Севера // Чарнолуские чтения : материалы межвузовской научно-практической конференции, 24-26 марта 2008 года / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – Ч. 1. – С. 76-80.

Формирование морской культуры Европейского Севера, как материальной, духовной и художественной деятельности человека, связанной с морем, начинается с древнейших времён. Однако наиболее интенсивное развитие морской культуры связано с возникновением портовых городов, прежде всего Архангельска и Мурманска. Обе столицы Европейского Севера — Архангельск и Мурманск, имеют немало сходства. Это крупные порты, областные центры, посредники во внешнеторговых связях страны. Оба города имели предшественников. У Мурманска ими были Кола и Александровск, у Архангельска — Холмогоры. Мурманск — самый удачно расположенный город на всем российском северном побережье, единственный в Арктике незамерзающий порт. Мурманск является отправной точкой Северного морского пути, здесь базируется атомный ледокольный флот. Кроме того, это порт с прямым выходом в Атлантику. Архангельск также тесно связан с морем, здесь развиты судостроение и морские исследования. Занимая место в устье самой крупной реки Европейского Севера — Северной Двины, он подключает к себе огромный лесосырьевой район северодвинского бассейна. Это естественно сделало его крупнейшим в России центром деревоперерабатывающей промышленности. Взаимоотношение между портом и городом сложные и порой противоречивые. На протяжении многовековой истории они изменялись. Основываясь на концепции М.С.Кагана, можно выделить несколько факторов, показывающих влияние порта на культуру города [4, с. 15-20]. Во-первых, характер ландшафта, в который вписан город. Морские порты располагаются почти во всех случаях в пределах городской черты, определяя экономические, социальные и культурные особенности жизни города. Первоначально, лучшие участки морского берега отводились под портовые сооружения. Прилегающие к порту территории быстро застраивались жилыми или другими городскими зданиями, которые, с одной стороны, ограничивали развитие порта, с другой стороны, нормальному проживанию в этих кварталах мешал порт с его круглосуточным шумом и суетой. Главная задача морского порта заключается в погрузке и выгрузке морских судов и в передаче грузов на другие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный. Таким образом, морской порт является важнейшим транспортным узлом, что является вторым фактором социокультурного развития. К примеру, развитие Архангельского международного морского торгового порта способствовало процветанию всего Поморья. Так в XVI- XVII веках благодаря развитию международной торговли большое торгово-промышленное значение приобрели города Великий Устюг, Каргополь, Вятка, Тотьма, Сольвычегодск. Морской порт Архангельск за 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz