Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

Детство и образование на севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев Прежде чем говорить о процессе, формах и способах коммуника­ ции взрослых с детьми, необходимо, на наш взгляд, продумать основа­ ния самой возможности для установления таких контактов. Вот поче­ му важно остановиться на проблеме отличий, существующих между миром ребенка и миром взрослого человека. Возможно, в связи с этим нам станет понятно и нечто другое: например, то, почему каждый из нас — взрослых с ностальгией вспоминает детские годы и периодически возвращается к переживанию своих детских событий, чувствуя или осознавая, что нечто ушло от него безвозвратно. В чем истоки такой ностальгии? Почему каждый из нас сталкивается с некоторой нехват­ кой себя — взрослого по сравнению со своим детским образом? И как, исходя из понимания, что, взрослея, человек многое приобретает, но что-то важное и теряет, мы можем строить процесс воспитания и об­ разования своего и, тем более, чужого ребенка, если связываем свою жизнь с профессиональным делом воспитания и образования? Разумеется, отличий мира ребенка от мира взрослого, как и спе­ цифических черт детской психики по сравнению с психикой взрослого человека, бесконечно много. Попробуем же остановиться на различии отношения и на частичной (в рамках ограниченности данного текста) характеристике структуры отношений ребенка и взрослого к одним и тем же вещам и событиям, явлениям и процессам'. Первоначально заметим, что дети с легкостью отказываются от забот, проистекающих из взрослой жизни и связанных с непосредс­ твенным поддержанием жизненного существования. Вместе с тем, пространство забот, в которых пребывает ребенок и под воздействи­ ем которых формируется его психика, не только есть, но и неуклонно расширяется. Такие — «детские», каковыми мы их считаем, — заботы связаны с внутренним измерением жизни ребенка, с его жизненным миром. Они касаются детских дел, связанных, например, с игрой и с со­ бытиями игры, занимающими психику ребенка. Иначе говоря, заботы ребенка связаны с тем, что раскрывается в процессе игры, и проистека­ ют из того, что он считает связанным с собой и своим. * Последующие размышления основаны на развитии и уточнении уже высказанных нами ранее соображений. (См.: 12; 92 — 148). щ. . тщ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz