Сергеев, А. М. Детство и образование на Севере: проблема психосоциального благополучия и социальная педагогика как новое направление в российской науке / И. В. Рыжкова, А. М. Сергеев // Психосоциальное благополучие детей Арктики : учебное пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 29-44.

взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимо­ действие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» (8;91). В терминологии Мудрика семья трак­ туется как важнейший фактор социализа­ ции. Исследователем выделяются 4 группы факторов (условий) социализации: - мегафакторы (космос, планета, мир, которые через другие группы факто­ ров в той или иной мере влияют на социализацию всех жителей Земли); - макрофакторы (страна, этнос, обще­ ство, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в оп­ ределенных странах); - мезофакторы (условия социализа­ ции больших групп людей, выделяе­ мых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей мас­ совой коммуникации (радио, теле­ видение и др.), по принадлежности к тем или иным субкультурам); - микрофакторы (семья, домашний очаг, соседство, группы сверстни­ ков, воспитательные организации, различные общественные, государс­ твенные, религиозные, частные, кон­ трсоциальные организации, микро­ социум) (8;10-11). Наряду с этим, семья рассматривается одновременно и как важнейший институт социализации подрастающих поколений, выполняющий следующие социализирую­ щие функции: - обеспечение физического и эмоцио­ нального развития человека; - влияние на формирование психоло­ гического пола ребенка; - влияние на умственное развитие детей; - обеспечение усвоения социальных норм; - формирование ценностных ориента­ ций личности; - обеспечение процесса социального развития человека. Процесс социализации личности в семейной среде «определяется ее объ­ ективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным стату­ сом, материальными условиями и пр.), цен­ ностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи». (8; 94). Семья понимается как наиболее зна­ чимая социальная группа, в которой про­ исходит формирование личности ребен­ ка: именно семья оказывает глубинное воздействие на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. В семье происходит освоение социального опыта, культурно-исторических традиций той или иной страны, что обеспечивает в целом культуросообразное развитие личности ребенка. Из существующего множества типоло­ гий семьи (психологические, педагогичес­ кие, социологические) в свете заявленной проблематики необходимо остановиться на комплексной типологии, «предусмат­ ривающей выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социаль­ ной адаптации от высокого к среднему, низ­ кому и крайне низкому: благополучные се­ мьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи» (5;175). Если благополучные семьи, как правило, успеш­ но справляются со своими функциями, то три последние категории семей нуждаются в социально-педагогической поддержке. Семьи группы риска (неполные, мало­ обеспеченные и др.) отличаются ярко вы­ раженными дезадаптирующими факторами и отклонением от норм. Неблагополучные семьи имеют сниженные адаптивные спо­ собности, что объясняет трудности процес­ са воспитания ребенка в семьях подобного типа. Асоциальные семьи нуждаются в ко­ ренных изменениях в силу целого комп­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz