Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

кими последствиями. Констатируем, что мы отстаиваем и ценим внутрен­ нее именно настолько, насколько оно неаналигично. Из внутреннего мож­ но только исходить: внутреннее - это начальная величина и точка отсчета, которая всегда сохраняет свою качественную определенность и сопротив­ ляется количественным экспликациям, из каких бы побуждений они не исходили. Вместе с тем заметим, что ввиду «неспрягаемости» внутреннего и его самостоятельности оно способно застать человека врасплох и испу­ гать его своим неожиданным появлением. Каждый из нас переживает такие периоды, когда его жизнь, будучи связана с необходимостью понимания, начинает строиться на анализе, контроле и расчете собственных действий, которым как раз и сопротивля­ ется наше нутро1. Наряду с этим, любой человек сталкивается с неполно­ той знаний о себе и своем внутреннем «начале»; с тем, что объект позна­ ния всегда частичен и есть «частность», по сравнению с самой инстанци­ ей познания, тождественной —в данном случае —с фигурой познающего. Попадая в «зазор» между внутренним и познанным, мы нередко сталкива­ емся с бездонностью внутреннего и беспредельностью познанного. Так, мы и живем то внутренним, то внешним, периодически связывая себя то с желанием постигнуть глубину себя, то с намерением испытать пространство собственного охвата. Стремление обязательно обосновы­ вать «мнимость» расхождения человека между своим внутренним миром и той его частью, которую ему удалось познать в себе, присуще испуганно­ му человеку. Он напуган тем, что внутри его сути начинает проговари­ ваться именно то, что им принципиально неконтролируемо, которое он, однако, непременно хотел бы приструнить. Более того, такие внутренние феномены, как совесть, честь, достоинство и стыд, демонстрируют невоз­ можность их всеобъемлющего познания и сопротивление любой принуди­ 1Правда заметим, что сама необходимость в понимании самого понимания не вызыва­ ет. Иначе говоря, понимание не возникает как прямое последствие нужды в нем. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz