Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

взаимодействовать путем обращения к мышлению. Только тогда, когда мы совершаем труд понимания, мы способны постичь глубину мира и обрести величину себя , определяемую диапазоном размаха нашего мышления меж­ ду внутренним и внешним. Существо нашей личности выявляется именно в размахе нашего понимания, когда внешнее и привходящее связываются нами с внутренним и своим. В деле реализации внешнего наблюдения сам внешний фон не столь значим, как значима внутренняя сосредоточенность на понимании. Как раз за счет этого и формируется внутреннее пространство понимания, ста­ новящееся для наблюдателя территорией его личностного существования. Так образуются внутренние объемы обитания наблюдателя, образующие его особенную, индивидуально-личностную жизненную среду, которые понимаются извне в качестве аспектов его мышления. Остается ответить на вопрос «что делать?». Ответим: жить! Надо жить и попадать в антиномию внутреннего и внешнего, не страшась этого. Надо располагаться внутри этой антиномии и находить себя в этом «расположе­ нии». Надо собирать силу этих двух начал в единстве понимания своей жизни. Глобализации надо непременно противопоставлять индивидуализа­ цию: «ничейное общее» необходимо восполнять «своим собственным», как и дополнять раздвижение внешнего мира погружением вовнутрь себя. Другого не дано. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz