Сергеев, А. М. Своё и я в перспективе метафизического языка / А. М. Сергеев // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. - С. 10-15.

2.Своё: присвоение и усвоение; проблематичность и рискованность отказа от своего; обмен своим Наша жизнь пронизана разным, которое захватывая и увлекая нас, по­ буждает к активным действиям по присвоению того, что к нам не имело отношения, но теперь — через наше увлечение им — нами усваивается в качестве своего. Увлекаясь чем-то и подвергаясь его захвату, мы не можем не вступить с захватывающим в схватку, становящуюся откликом на на­ шу захваченность. Будучи пленены чем-то. мы отвечаем на это «пленение» действиями его присвоения, в ходе которого состав своего изменяется. По крупному счету, речь здесь идет о захваченности нас миром и обратном нашем стремлении схватить то, что нас пленило и не отпускает. Итак, состав нашего существа постоянно меняется: он течет; он проте­ кает. Своё состоит из разного. Нами многое присваивается, но многое в нас присваивается и другими. Одной из форм нашего присвоения и усвоения того, что является своим, становится разговор. Реальный разговор диалогичен. Диалог в этом отно­ шении можно уподобить своеобразному устройству мира, благодаря которо­ му происходит обмен одного на другое в составе нашего существа. Важно подчеркнуть, что обмен предполагает обоюдное вхождение одно­ го в другое, но этого может и не происходить. Равенства обмениваемого и его отдельных частей обычно и не бывает. Предоставленные сами себе элементы единого — ввиду распада или изменения единящей их формы — могут не просто усваиваться, но и вытесняться новыми формами. Своё мо­ жет исчезать и быть отстраненным от нас. И если мы не находим в себе сил для труда по возвращению своего себе, то в нас остаются лишь его тени, постоянно напоминающие нашему существу о его неполноте. И, вроде бы, мы как-то готовы делиться своим с другим(-и), но охотнее готовы разделить с другим(-и) именно то, что приходит — к нам — от другого, но не от нас самих. Своим делиться не хочется, да и трудно. Надо потрудить­ ся, затратить много сил, которых у нас, как правило, не хватает, да и к тому же для этого обычно нет ни условий, ни времени. Но главное состоит даже не в этом, а в том, что мы не уверены в спо­ собности другого разделить с нами это наше «своё». Причем само действие отделения своего от себя — и в мысли, и в слове — воспринимается нами болезненно. Поэтому мы делимся с другим(-и) обычно не своим или. точнее, не совсем своим: делимся прочитанным, услышанным, увиденным, т.е. тем. что к нам прямого отношения не имеет и нас существенно не затрагивает. Когда же рядом с нами появляется тот. кто вдруг и внезапно для себя идет на то, чтобы поделиться с другим(-и) сугубо своим, то этот отказ от себя воспринимается нами как нечто неприличное и — в своей неуместности — как вызов сложившейся коммуникации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz