Сергеев, А. М. Своё и я в перспективе метафизического языка / А. М. Сергеев // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. - С. 10-15.

Похоже, что язык — это действительно «бег в противоположные стороны»1. Метафизическое косноязычие восполняется расцветом утилитарного отно­ шения к языку и возникновением множества подручных нам языков, тогда как расцвет метафизического языка напрямую связан именно с явным по­ нижением возможностей его утилитарного использования. Это и понятно. Либо доверяешь себя языку, и тогда ведет тебя именно он. либо осознан­ но доверяешь своему Я, не акцентируя внимания на проблематичности и противоречивости своего, однако за счет этого получаешь практически без­ граничную возможность в использовании языка по своему назначению. Если мы относим себя к сфере языка и по отношению к бытию ока­ зываемся в положении косноязыких, а, может быть, даже безъязыких, то неуклонно связываем себя с молчанием. Мы — в этом случае — о своём умалчиваем, но о нем знаем. Но если мы никак не соотносим своё с язы­ ком, то обретаем свободу говорения о чем угодно, где угодно и когда угодно. Угодно, разумеется, нам — себе любезным, ведь о своём мы в это время думать не в состоянии. В этом случае своё для нас не проблематично, одна­ ко непроблематичность эта порождает угар свободы, предстающей, по сути, свободой риторического отношения к чему бы то ни было. Метафизический язык связан именно с охранением своею, когда чело­ век стремится во что бы то ни стало сохранить себя. Метафизический язык развивается в ответ на мыслительное затруднение и внутренне связан с ним. Трудность мысли постигается трудом, и это не может не отражаться в метафизическом языке. Разумеется, рассуждения о языке, напрямую связанные с его использованием, сказываются на присутствии метафизи­ ческого языка негативно. Вот сознание и стремится избавиться от его при­ сутствия. Другое дело, насколько сознанию это удается. Используя язык, мы связываемся с ситуациями «вхождения» себя в язык по мере надобности и своего «выхождения» из языка, когда такая на­ добность исчезает. Но вопрос о том, во что мы входим и из чего выходим, остается не проясненным. Оставление метафизического языка достигается путем обращения к коммуникациям. Метафизический язык говорит о своём человека. О себе и о своём человек размышляет, прибегая к этому языку, который равен самому человеку. Такое «равенство» языка себе и — через этот язык — тождество человека с собой не нуждается в выстраивании коммуникаций. Метафизический язык — он сам в себе. Поиск коммуникаций за пределами себя связан с невозможностью человека достичь полноты себя и становит­ ся ответом на это. 1 См.: Гераклит. Фр. 28 (80 DK'i // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. — М.: Изд-во Наука, 1989. С. 20.1,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz