Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) 299 ВЫЗ Р Е В А Н И Е Б У Д УЩЕ Г О Нам все время напоминают, что история не знает "заднего ума" — сосла­ гательного наклонения. Оно вроде бы и верно. Но человеческая культура развивается именно "задним умом", задавая себе вопросы типа: что же мы — или я — наделали? а не лучше ли было?.. Прошлое таким образом не исправишь, но таким образом исправляется будущее. И в свою очередь ста­ новится прошлым, то есть историей. Без "заднего ума" у нас не было бы культуры. А без культуры не было бы истории. Так что не стоит их столь упорно разъединять. Человечество издревле училось и сейчас все еще учится отделять истин­ ное от ошибочного, прекрасное от безобразного, доброе от злого, то есть пы­ тается определить существо истины, добра и красоты. Это основные, коорди­ натные проблемы религии и философии; они подобно трехосной системе про­ странственных координат охватывают все пространство духовной культуры. Каждое развитоефилософское построение, претендующее на полноту, не обой­ дет вниманием ни этику, ни эстетику, ни гносеологию, а они как раз и есть "добро", "красота", и "истина" (вернее, представления философа о них), при­ крытые учеными мантиями. Три основные работы Иммануила Канта, напри­ мер, так прямо и расположены по координатным осям культуры. "Критика чис­ того разума" посвящена нашим возможностям вделе прояснения истины, "Кри­ тика практического разума" трактует вопросы этики, а "Критика способности суждения" излагает учение о красоте и целесообразности. Русский философ Владимир Соловьев мог бы стать еще более ярким иллюстратором коорди­ натной системы культуры, потому что после большой теоретической работы "Оправдание добра" готовил "Оправдание истины" и задумывал "Оправдание красоты". Он же работал и над "Философскими началами цельного знания", где, пожалуй, впервые в истории сам смысл координации культуры стал глав­ ным объектом рассмотрения. Работа, к сожалению, не получила ни должной критики, ни продолжения. К сожалению, ибо если нам и откроется смысл чело­ веческой истории, то не через историю войн или отдельных государств идина­ стий, не через историю политики и тем более не через материальную исто­ рию, а через историю чередования духовных культур, историю представлений об истине, добре и красоте. Чтобы познать человека, нужно вызнать историю его души. И разве не то же необходимо, чтобы познать человечество? В истории европейской культуры легко прослеживаются три основные эпохи: языческая, представленная древним греко-римским миром; христи­ анская, более известная нам под именем Средневековья, и эпоха Нового Времени. И каждая в пору своего расцвета оказывается ярко своеобразной по отношению к истине, добру и красоте. Для языческой Эллады ведущей культурной осью была красота, гармо­ ния. Вся природа казалась эллину созданной по законам красоты. И верхов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz