Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

СРТ прямо с ходу ставить на судоверфь для переделки люков. Это обходилось недешево, кроме того ими мы дополнительно загружали судоверфь, мощностей которой и так не хва­ тало для плановых ремонтов". Но если на судоверфь разом упала не­ обходимость переоборудования полученных из Германии СРТ, то на мастерские между­ рейсового ремонта, или СРЗ (еще без номе­ ра, присвоенного позже. - В. С.), как они ста­ ли около этого времени называться, разом об­ рушилась необходимость наряду с привыч­ ным ремонтом тралового флота ремонтиро­ вать и эту внезапно образовавшуюся эскад­ ру, которая практически одновременно, ну, с растяжкой в одну неделю, являлась к прича­ лам рыбного порта из очередной сельдяной экспедиции, и почти каждому из прибывших судов требовался какой-нибудь ремонт. Чаще всего это были наружные повреж­ дения, связанные со швартовками к базам в открытом неспокойном море: помяты корпу­ са, снесены фальшборты, пробиты ватервей­ сы, но случались, конечно, и поломки меха­ низмов, и всё это нужно было исправлять срочно, потому что этот быстро растущий отряд СРТдолжен был опять же в полном составе отправляться на промысел. Такой режим ремонта даже скорой помощью не назовешь, - не работает скорая помощь в таком режиме. Поэтому-то сюда в феврале 1950 года в качестве директора и был направлен Яков Иванович Тарабарин, известный к тому времени руководитель судоремонта, приобретший черты легендарной личности. Он был из тех избранных людей, которых щедро наделила природа (или Гос­ подь, если для кого-нибудь такая альтернатива звучит убедительней): незаемный ум, сметка, целеустремленность, способность сплотить людей, быть лидером. Од­ ним словом, это был самородок высокой пробы, причем местный. Родился он в 1905 году в селе Тетрино на Терском берегу, где Белое море испокон воспитывало в поморах мужество и силу. Работать начал в 14 лет, многое что перепробовал, но в 1931 году уволился из тралового флота, где, не имея обра­ зования, дослужился до второго механика и пришел на Мурманскую судоверфь (тогда еще мастерские) слесарем. И именно судоремонт полномерно раскрыл та­ лант этого человека. Слесарь, мастер, старший мастер, заместитель начальника ведущего на вер­ фи механосборочного цеха. На этом посту его застала война, к моменту окончания которой он назначается начальником механического цеха, а через полтора года - начальником слесарно-монтажного. Оттуда и направляется директорствовать на тяжелейший участок, в мастерские междурейсового ремонта, куда ежедневно прихо­ дили десятки траулеров. Эту массу судов нужно было встретить, осмотреть, принять в ремонт и, главное, провести его в надлежащие сроки. А сроки устанавливались буквально по часам. И не откажешь в ремонте, не Тарабарин Я. И. (1905-1964) 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz