Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Глава 11 ’’ФИРМА ТАРАБАРИНА” Т ак в пятидесятых годах стали называть завод междурейсового ремонта, выросший тогда же из механических мастерских тралового флота. Они располагались в районе 6-го причала рыбного порта, занимая те самые уже изве­ стные нам допотопные помещения, правда, много раз достраиваемые и перестра­ иваемые, где в 1924 году начиналась Мурманская судоверфь, руководимая Викто­ ром Ивановичем Башмаковым. После ввода в строй большого предприятия образ­ ца 1933-1934 годов, куда переместилась основная масса людей и оборудования, освободившийся "курятник", как назвал его когда-то А. И. Микоян, вскоре снова стал использоваться тралфлотом для "скорой помощи"-для неотложного между­ рейсового ремонта судов. С началом войны эти мастерские были эвакуированы в Архангельск, куда перебазировались и те промысловые суда, которые не вошли в состав Северного флота. Но уже в первые годы войны, собрав кой-какое оборудо­ вание и кадры, утеплив помещения, здесь вновь начали выполнять междурейсо­ вое ремонтное обслуживание, поскольку тральщики, добывающие рыбу, особенно в зимнее время, опять стали заходить в Мурманск. В 1942 году во время воздушного налета бомба попала в токарный цех мас­ терских. После этого их разделили: часть отправили на другую сторону залива, в поселок Три Ручья. Рассчитывали: если враг выведет из строя одну мастерскую, то другая будет работать. Ремонтники мастерских трудились, как и их соседи на судоверфи, по 12 - 16 часов в сутки. Ремонтировали не только рыболовные, но и военные суда. Неизмен­ ными участниками авралов были мастер Дзятко (будущий директор СРЗ-2), прораб Лукашов, слесари Власов, Пальцев и многие другие. С окончанием войны мастерские пополнились оборудованием и людьми, но сколько-нибудь серьезной реконструкции здесь так и не происходило. И поэтому уже в 1950 году они первыми из судоремонтных предприятий прочувствовали образую­ щийся дефицит судоремонта, потому что именно в этом году произошел резкий ко­ личественный рост флота. В течение первой половины 1950 года только что органи­ зованная Мурмансельдь получила 42 дизельных СРТ гэдээровской постройки. Как пишет в своих воспоминаниях Георгий Михайлович Бородулин, первый главный ин­ женер Мурмансельди и ее последующий главный руководитель, эти суда требовали немедленной переделки: они имели слишком ненадежное крепление крышек грузо­ вых трюмов при практическом отсутствии комингсов. "Выпускать в таком состоянии суда на промысел в бурное Баренцево море было нельзя. И приходилось новые 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz