Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

Homo Amans - Человек любящий LXXIII Иное дело - взросление особи, духовное возрастание личности. Оно складывается из взаимодействия двух запрограммированных про­ цессов, не зависящих (или почти не зависящих) от воспитуемого. С одной стороны, действует биологическая программа увеличения моз­ га, усложнения нервной системы, то есть программа созревания, из­ менения возможностей научения растущего ребенка, обусловленная генетически, присущая всему виду "человека разумного" независимо от национальной или расовой принадлежности. Эта программа не под­ вергается мутациям и не меняется уже много тысяч лет, по-видимому, со времен появления кроманьонца. А с другой стороны, на ребенка действует окружающий мир, и, в частности, наша социально обуслов­ ленная программа воспитания и обучения детей, значительно меняю­ щаяся, как мы уже убедились, вместе с нашими представления о мире и человеке. Метаморфозы этой, зависимой от исторически меняюще­ гося общества, программы нам довольно хорошо известны. Но что мы знаем о программе созревания, обусловленной генетически? Оказывается, тоже не так уж мало. Благодаря достижениям науки последнего столетия выяснено, что младенчество, детство, отроче­ ство и юность можно рассматривать как цепочку так называемых кри­ тических периодов, во время которых ребенок наиболее чувствите­ лен, восприимчив к тому или иному виду воспитания, научения. Имен­ но в "свой" критический период определенное научение наиболее эффективно: до этого периода любая тренировка мало что дает, а после него соответствующий орган или функция постепенно утрачи­ вает пластичность, и, чем больше времени прошло после критическо­ го периода, тем более затруднительным становится научение. Например, критический период освоения родного языка - это воз-‘ раст от полутора до трех лет. За это время ребенок без всяких види­ мых усилий набирает большой словарный запас и достигает доволь­ но высокого семантического уровня (то есть приобретает способность понимать значения слов, неразличимых по звучанию, но имеющих раз­ ный смысл в зависимости от контекста), и уже сам строит фразы со­ гласно синтаксису, изобретая при этом порою свежие, забавные сло­ весные фигуры. Но если мы на это время изолируем ребенка, вырвем его из естественной языковой среды, как это бывало с реальными ма- угли - поезд, как говорится, уходит. И чем дальше, тем больше малыш теряет свою генетически запрограммированную лингвистическую ком­ петентность; родной язык ему уже дается с трудом. Хорошо, что такие выпадения случаются исключительно редко, и поэтому обычно у де­ тей нет проблем с освоением основного языка, хотя никто их специ­ ально не учит. Они без какой-либо нашей целевой программы хорошо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz