Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.

LXXII Владимир Семенов Глава седьмая Ниже нам предстоит перейти от культурологических выкладок к языку практических задач. Как наилучшим, вернейшим способом раз­ вить и соединить в воспитаннике эстетические дарования, этичес­ кую положительную определенность и навыки рационалистическо­ го мышления, чтобы тем самым заложить в ребенке основание "че­ ловека любящего", настроенного на дальнейшее саморазвитие, а значит и способного к полноценной, совершеннолетней счастливой жизни? - Но ведь это мы уже слышали, - скажет, пожалуй, кое-кто из наших бдительных сограждан, "нагретых" тоталитарным прошлым. - Запрограммированное "счастливое детство" в сопровождении гор­ нов и барабанов, а в результате - "Хомо советикус" или вроде, или чище того. Заранее успокаиваю таких читателей: я и сам из "нагретых", из сомневающихся. Но не настолько, чтобы отказаться от воспитания наших детей. А оно просто не может не быть целенаправленным. Весь фокус в цели. И в средствах. Наша цель - пробудить и укрепить в ребенке самостоятельное стремление к истине, добру и красоте. Это лучшее и большее, что вообще могут сделать взрослые для воспитанника. Итак, для начала давайте приглядимся уже не столько к сход­ ству, сколько к различию между взрослением человека и рода чело­ веческого. Что такое взросление духовной культуры человеческого обще­ ства? Это постепенное изменение его сознания в ходе многовеко­ вых трудов по освоению окружающего мира, в ходе общения - увы, часто кровавого общения - людей с людьми, народов с народами. Это сложнейший процесс, страшно медленный и болезненный, по­ тому что никаким иным методом взросления, кроме метода проб и ошибок, человечество, похоже, не располагает, никакого Учителя, Воспитателя сверх себя не имеет. Учение Иисуса Христа, даже если не сомневаться в его Боже­ ственной сущности, получено европейцами в несовершенной пере­ даче людской, и далее бесконечно интерпретируется опять же са­ мими людьми в меру человеческого разумения. Все школы и университеты, все руководящие образовательные и воспитательные центры всегда рождались и действовали внутри человечества, то есть общество самовоспитывается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz