Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Глава 4 Не только Арктика, но и Балтика, и... Б алтийское море, как и Белое, всегда было близким для Мурманского ^пароходства. На Балтике наши ледоколы в зимнее время обслуживали "движение транспортных судов (а в Белом море еще и весеннюю зверобойку). Но Белое море —это все-таки внутренний российский водоем, а Балтика всегда являлась местом пересечения международных интересов и мно­ гонациональных корабельных трасс. Тем не менее, не вдаваясь особенно в давнюю историческую глубину, назо­ вём хотя бы несколько балтийских портов, с которыми работало ММП уже в 1955 году, через 10 лет после войны: Швеция: Стокгольм, Гётеборг, Хельсингборг, Мальме, Кальмар. Польша: Щецин, Гданьск, Свиноустье. Германия: Висмар, Росток, Киль. Дания: Свеннборг, Коллинг, Копенгаген, Оденсе, Ольборг. Но в том же, теперь уже кажущемся былинным, 1955 году в перечне посе­ щаемых портов значатся и основные порты Атлантического побережья Евро­ пы: Бремен, Любек, Антверпен, Амстердам, Роттердам, Бордо, Нант, Брест, Руан, Дюнкерк, Глазго, Ливерпуль, Лондон, Дувр. Опять же, и это не всё: в том же году посещается Италия, Греция, Египет, Турция, Индия, Аргентина, Бразилия, не говоря уже о Болгарии и Румынии. Газета «Арктическая звезда» в каждом своём выпуске печатала сводку: где в данный момент находятся суда Мурман­ ского пароходства. Эта сводка звучала романтически зазывно: редко кто из мо­ лодых людей, ее прочитавших, оставался равнодушным. Во всяком случае, де­ фицита желающих стать моряками Мурманское пароходство обычно не знало, не чувствовало. Пороги отдела кадров в каждый рабочий день оббивались десят­ ками, сотнями ребят, мечтающих войти в мурманское морское торговое братство. Постепенно ММП обрастало специализированными судами, образовыва­ лись устоявшиеся транспортные линии со своими типами грузов, со своими закрепленными на линии судами. Объем и направление перевозок в 1970-х годах выглядело примерно так: Канадская линия в отчетах (после общего обозрения положения на СМП) обыч­ 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz