Семенов, В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. / В. П. Семенов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. – 366, [1] с., [16] л. ил., портр. : ил., портр.

Часть IV. МЕСТО РАБОТЫ — МИРОВОЙ ОКЕАН ящегося магистрального газопровода, направленного из газоносного Тюмен­ ского Севера в промышленный центр страны. За навигацию было перевезено 80 тысяч тонн труб при плане 60 тысяч тонн. В следующем году было дос­ тавлено уже 140 тысяч тонн, что хватало на целых 300 километров газовой магистрали. Значительным достижением наших моряков в Арктике стало освоение пе­ ревозок тяжеловесов в смешанном водном сообщении. По Северному мор­ скому пути и по Енисею стали перевозить рабочие колеса турбин для гидро­ электростанций, строящихся в Сибири. Уникальной была транспортировка в 1980 году смешанным водным путем в Тобольск пяти крупных ректификаци­ онных колонн диаметром более 5 метров, длиной до 90 метров и массой до 600 тонн. Росли перевозки и на Дудинской линии. Туда, как правило, шли генераль­ ные грузы в объеме 400—500 тысяч тонн, а обратно, в Кандалакшский и Мур­ манский порты, —норильская руда, вывоз которой вскоре достигал уже полу­ тора миллионов тонн. Вообще-то, круглогодичной навигации в Западном сек­ торе Арктики прежде всего и добивались для бесперебойной доставки этой руды на Кольский полуостров, для обеспечения сырьем наши металлургические ком­ бинаты —«Североникель» и «Печенганикель», чья собственная сырьевая база к тому времени обеднела. С 1981 года, кроме руды и никеля, из Норильска ста­ ли возить и никелевый полуфабрикат —файнштейн. Таким образом, можно сказать, что в 1970-е годы благодаря мощному ледо­ кольному флоту, улучшенному навигационному, метеорологическому и гид­ рографическому обеспечению Северный морской путь был наконец-то превра­ щен в надежную национальную магистраль, по которой ежегодно в разных на­ правлениях проходили сотни транспортных, промысловых судов и военных кораблей. Ведь ледоколы ММФ, помимо всего прочего, ежегодно обеспечива­ ли переход на Дальний Восток нескольких атомных и дизельных подводных лодок, построенных в Северодвинске. И главенствующую роль, основную тяжесть работы на этих ледовых трас­ сах несли суда и люди Мурманского морского пароходства. Однако и эта ноша была только частью жизни Мурманского пароходства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz