Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Судно «Фрам» Рис. Е. В. Войгивилло сибирского капиталиста А. Сибирякова вопрос о снаряжении и плавании иност­ ранного судна вдоль всего побережья Сибири был бы просто неуместен. Тем не ме­ нее, хорошо организованная и снаряженная шведская экспедиция под руководством опытного исследователя Норденшельда в 1878—1879 годах прошла с одной зимов­ кой Северным морским путём из Атлантического в Тихий океан. И очевиден вывод... русские моряки —полярные исследователи —практически успешно и безопасно провели шведских путешественников по всей трассе Северо- Восточного прохода. При этом отдадим должное и членам шведской экспедиции — они широко использовали карты и пособия наших моряков-гидрографов и неодно­ кратно упоминали об этом в своих описаниях известного плавания. Однако кажется весьма странным и нелогичным тот факт, что первое сквозное плавание по Северо- Восточному проходу, который открыли и освоили русские мореплаватели, совер­ шила иностранная экспедиция. Шведы и тут действовали по русской поговорке: «Не зевай, Сёмка, пока ярмарка!». А спустя 4 года, в арктическое плавание вдоль сибирских берегов отправилась норвежская экспедиция под руководством учёного-путешественника Ф. Нансена на специальном судне «Фрам». Выйдя из Норвегии летом 1893 года, экспедиция прошла северными морями до Новосибирских островов. Здесь, в соответствии с заранее разработанным планом, «Фрам» вошел в кромку паковых льдов и пустился в арктический дрейф на запад через центральный бассейн Ледовитого океана. Этот поистине легендарный дрейф продолжался три года и благополучно завершился между Шпицбергеном и Гренландией. Летом 1896 года экспедиция благополучно прибыла в Норвегию. Беспримерно отважная и великолепно осуществлённая 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz