Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

вого в истории плавания Дежнёва—Попова этим проливом почти 100 лет проле­ жали никому неизвестными в Якутском архиве. Да и после их опубликования воп­ рос оставался открытым. Многие, особенно европейские «специалисты», выска­ зывали сомнение в достоверности показаний Семёна Дежнёва о его легендарном плавании. А что касается новой экспедиции Биллингса—Сарычева, то кроме плавания с Колымы через пролив («если таковой существует?!») между Азией и Америкой в Тихий океан, путешественникам вменялось в обязанность исследование северо- восточных территорий России, особенно Чукотки. Весьма важным было поручение адмиралтейств-коллегии осмотреть и доподлинно установить, существует ли матё­ рая земля, которая (по некоторым свидетельствам, а точнее, по предположениям и просто — домыслам) якобы протянулась севернее и параллельно сибирскому берегу от гипотетической Земли Андреева на восток и соединяется с Американским материком. В те времена был целый ряд активных сторонников существования этой фантастической земли, в том числе и Гавриил Сарычев. Он, кстати, до конца своих дней искренне верил в существование такой обширной земли. Экспедиция также имела задание подробно описать и уточнить местоположе­ ние северо-западных берегов Русской Америки, открытых пятьдесят лет назад Бе­ рингом и Чириковым, и многих островов, в частности, Алеутскую цепь и северную часть Великого океана между Камчаткой и Русской Америкой. Задачи были постав­ лены грандиозные, рассчитанные на 5—6 лет. В экспедиции принимали участие более 140 человек. Северо-Восточная географическая экспедиция отправилась в путь из Петербурга осенью 1785 года. Она проделала огромный путь через всю Сибирь до побережья Охотского моря. Руководители передового отряда во главе с лейтенантом Сарыче- вым по прибытии в Охотский порт осмотрели имевшиеся там суда и убедились, что все они совершенно непригодны к морским плаваниям, тем более в ледовых усло­ виях. Поэтому было решено заложить в постройку два судна в Верхнеколымске. Летом 1787 года экспедиция на двух вновь построенных судах («Паллас» под командой капитана Биллингса и «Ясашна» во главе с лейтенантом Сарычевым) впер­ вые вышла из Колымы в полярное море и направилась на восток. Однако морской путь оказался непродолжительным. Через несколько дней после выхода из Колым­ ского устья, на подходах с запада в район мыса Большой Баранов суда встретили первые крупные полосы льда. Вскоре мореплавателей накрыл густой туман и вы­ нудил прекратить продвижение. Лёд быстро сгущался и, когда туман рассеялся, стало ясно, что путь на северо-восток закрыт. Суда с огромным трудом продвига­ лись к берегу, где на малых глубинах лёд был слабее. Вынужденное ожидание в течение нескольких дней не принесло желаемого улуч­ шения ледовой обстановки, и путешественники отступили. Капитаны Биллингс и Сарычев в течение месяца предприняли еще две попытки плавания на восток от устья Колымы, но они тоже оказались безуспешны. Ледовый массив, который спе­ циалисты позднее назовут Айонским, полностью блокировал морской участок в районе мыса Большой Баранов. Да, этот суровый, мрачный мыс не раз и не два ока­ зывался «пределом мечтаний» славных российских мореплавателей в их стремле­ нии пробиться далее на восток к Чукотскому Носу. Намерения моряков пройти на Север с целью достижения предполагаемой там «матёрой» земли также не дали положительных результатов. Во всяком случае, 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz